Чем грозит экономике РФ запрет экспорта из Японии с 9 августа 2023?
В рамках обновлённого пакета санкций Япония расширила перечень товаров, запрещённых к экспорту в Россию. Список увеличился на 758 наименований. Среди самых цепких для глаз позиций:
- Автомобили с двигателями внутреннего сгорания объёмом свыше 1,9 см³.
- Гибридные автомобили и электромобили.
- Изделия из древесины, картон и бумага.
- Шины для крупногабаритной техники.
- Железнодорожные локомотивы.
- Шерсть, хлопок, трикотаж.
- Цемент, асфальт, плитка.
- Изделия из металлов.
- Изделия из стекла.
- Красители.
- Яхты.
Напомним, что Япония в 2022 году уже запретила экспорт в РФ: алкоголя, полупроводников, радаров, сенсоров, лазеров, сосновой древесины, автомобилей и мотоциклов по 120 и 110 млн йен соответственно. А также ввела ограничения на работу с некоторыми российскими банками.
Чем грозят экономике России новые санкции?
Запрет экспорта из Японии с 9 августа 2023 года может оказать негативное влияние на экономику РФ по нескольким причинам:
- Ухудшение торгового баланса. Япония находится в перечне важных торговых партнёров для России. Запрет экспорта приведёт к сокращению объёмов поставок, что ухудшит торговый баланс и снизит доходы российских компаний.
- Снижение внешних инвестиций. Очередной запрет экспорта из Японии отпугнёт инвесторов из других стран, которые будут озабочены негативными последствиями для экономики России. Это может привести к снижению притока иностранных инвестиций, которые сегодня крайне важны для развития российской экономики.
- Ухудшение экономической ситуации. Сокращение торгового оборота может вызвать снижение производства и потерю рабочих мест в российских компаниях, что в свою очередь способно привести к ухудшению экономической ситуации в Дальневосточном регионе и стране в целом. Возникают риски безработицы, снижения потребительского спроса и ухудшения финансовых показателей местных предприятий.
- Дефицит товаров и услуг. Запрет обернётся дефицитом определённых товаров и услуг. Всё-таки Россия зависит от импорта из Японии в определённых секторах, таких как: автомобильная промышленность и высокотехнологичные товары.
- Уменьшение научного и технологического сотрудничества. Япония является важным партнёром России в научных и технологических областях. Запрет может привести к снижению международного научного и технологического сотрудничества, что замедлит развитие инноваций и передовых технологий в РФ.
В целом, дополнительные санкционные ограничения в товарообороте с Японией могут иметь серьёзные последствия для экономики России. Но эксперты, опрошенные различными СМИ, считают, что российский рынок постепенно адаптируется. Например, Евгений Житнухин (руководитель крупного автомобильного маркетплейса) сказал, что большинство машин, ввозимых в РФ, как раз-таки не попадают под пороговое значение рабочего объёма в 1,9 литра.
А по мнению обозревателя «Дрома» Сергея Арбузова, утрата подержанных электромобилей из Японии, таких как Nissan Leaf, серьёзно не отразится на российском рынке. В свою очередь высокотехнологичные электрокары и гибридные модели в развёрнутом ассортименте предлагает Китай. Некоторые машины по качеству и надёжности не уступают японским и южнокорейским аналогам.
Что касается шин для большегрузных машин и спецтехники, то после того, как французская компания Michelin объявила об уходе с российского рынка 27 июня 2022 года, а также другие гиганты, такие как Nokian, Bridgestone и прочие, – российские предприниматели начали на перспективу сотрудничать с китайскими производителями колёс, такими как: ZC-RUBBER, TRIANGLE TYRE, AEOLUS, BOTO, LINGLONG, DOUBLESTAR и другими. Шинная продукция у них хорошего качества, а цена ниже.
То же самое касается самой спецтехники. Когда Япония ввела запрет на поставку строительных и горнодобывающих машин: Hitachi, Komatsu, Isuzu, Hino, Mitsubishi, TCM и Tadano, Россия заменила их аналогами китайских брендов: XCMG; Shantui; XGMA; SEM (CATERPILLAR QINGZHOU, LTD); Foton; Lovol; Forway; LiuGong; LUQING Machines, Helli. Сегодня они трудятся во многих отраслях нашей промышленности.
Бумагу, картон, трикотаж, изделия из металлов и дерева, асфальт и цемент – будем делать сами. Для этого рынок Китая предлагает развёрнутый ассортимент оборудования, в том числе целыми заводами (бетонные заводы HAMAC, AIMIX, TAIAN YUESHOU, SJGZD). А сырьё у нас в избытке. В свою очередь государство активно оказывает помощь предпринимателям в виде льготных займов и лизинговых программ, субсидий и прочих действенных мер. (Статья по теме: Меры государственной поддержки бизнеса при покупке оборудования). Поэтому экономика РФ адаптируется, хотя ситуация с санкциями сама по себе неприятная.
Выводы
- Очередной санкционный пакет Японии ударит по экономике РФ, но не сильно.
- После ухода многих брендов с рынка РФ ещё в 2022 году российские предприниматели переключились на Китай. Так сказать, на перспективу.
- Из Китая в РФ везут: промышленное оборудование, спецтехнику, автомобили, запчасти и многое другое, – не без поддержки государства. Потому что развитие национальной экономики сегодня – стратегическая задача.