Импорт из Китая: особенности логистики и оптимизация издержек
Давно известен тот факт, что всё производство сосредоточено в Китае. Ну почти всё. Из Поднебесной везут: одежду, обувь, электронику, автозапчасти, спецтехнику, промышленное оборудование и многое другое. По большей степени грузы идут в западную часть России, где сконцентрирована значительная часть населения. Этот маршрут составляет около 7 000 километров (до Москвы 7210 км). Расстояние огромное.
Перед предпринимателями встаёт дилемма:
- Ездить в Китай за товаром самостоятельно.
- Обратиться к услугам логистических компаний (посредников).
Самостоятельно – далеко и долго. К тому же предстоит потратить невосполнимое время на поиски благонадёжного партнёра, покупку и проверку товара, таможенное оформление, транспортировку и решение сопутствующих проблем (например, штраф за неправильное оформление груза на таможне и его задержка на 1–2–3… месяца). В таком ворохе нюансов куда интересней, и рентабельней, смотрится аутсорсинг.
Это комплексная партнёрская услуга, состоящая из:
- поиска благонадёжного партнёра;
- закупки и проверки товара на территории КНР;
- логистики из Китая в Россию с таможенной очисткой.
Главное не попасть в руки мошенникам. Китай на 2-м месте по сосредоточению всех денег на планете. Поэтому сюда стекаются аферисты со всех уголков мира. С россиянами «работают» иммигранты из стран СНГ. Да и среди китайцев полно жуликов, в т.ч., под официальным лоном торговцев и промышленников. «Кидают» в Поднебесной часто. Но вернёмся к импорту и логистике.
Модальные грузоперевозки
Грузы из Китая в Россию идут судами, самолётами, ж/д составами и автомобильными фургонами. Протяжённость пути очень длинная, поэтому перевозки неизбежно становятся модальными и даже мультимодальными. В процессе таких доставок участвуют несколько типов транспорта и разные компании по грузоперевозкам. Если вы планируете самостоятельно закупать товары или оборудование в Китае и доставлять их в РФ, то вам предстоит просчитывать все варианты логистических цепочек и заключать договоры с несколькими транспортными компаниями. Причём с ответственными.
- Морская доставка. Самый распространённый и экономичный вид перевозки. Но и самый времязатратный (30–45 дней). Грузы везут в контейнерах, навалом или в биг-бэгах. Суда идут морем (Южно-китайским, Восточно-китайским, Японским) в порты разгрузки прибрежных регионов дальнего Востока, а также рекой Амур для выгрузки в Благовещенске.
- Железнодорожная доставка. Ещё один распространённый и недорогой логистический маршрут. Но, как и корабельный путь отнимает много времени на ожидание партии долгожданного товара или оборудования (18–25 дней). Однако ж/д транспорт не зависит от метеоусловий, как корабли, которые иногда пережидают непогоду 1–3 дня.
- Автомобильные грузоперевозки. Быстрый и доступный способ доставки грузов: как габаритных, так и негабаритных. Сроки до 14 дней. На трейлерах везут заводские конструкции и спецтехнику, в фургонах – мебель, электронику, одежду и обувь, в микроавтобусах – мелкие партии товаров весом до 1.8 т. Автомобильная доставка стала особенно популярна после открытия трансграничного моста через р. Амур, между городами Благовещенск и Хэйхэ, 10 июня 2022 г.
- Авиаперевозки. Скоростной способ доставки грузов из Китая в любую точку России (3-7 дней). Прямые рейсы в крупные города РФ из Пекина, Шанхая и Гонконга. Однако, стоимость авиаперевозок в десятки раз превышает цены логистики морским и ж/д транспортом. Вдобавок существуют ограничения по весу и габаритам. Партию смартфонов привезти можно, а промышленные станки, спецтехнику или комплексное оборудование – нельзя.
Перечисленные виды грузоперевозок отлажены. Остаётся выбрать наиболее подходящий вид доставки и, казалось бы, дело в шляпе. Но чтобы не сделать маршрут убыточным для всей партии, необходимо просчитать различные варианты логистических цепочек. Самостоятельно это сделать сложно. Поэтому здесь понадобятся знания профессионального логиста, способного оптимизировать ваши издержки.
Таможенные проволочки
Таможенная служба издревле «очищает» импорт, насчитывая свою бытность ещё с 10 века. В целом, все взаимоотношения бизнеса и государственного органа давно и понятно регламентированы и, вроде бы, нет ничего сложно. Но без опыта – прохождение таможенного контроля превращается в квест. Один неверный шаг и вырисовывается административная ответственность в виде штрафа.
Штраф далеко не самая людоедская санкция. В сложных ситуациях можно потерять груз. Нередки случаи ареста и конфискации той или иной партии из Китая. Чтобы не допустить ошибки, необходимо подготовиться. А для этого нужно проштудировать учебный курс таможенной академии или записаться на обучение таможенных декларантов. Хотя без практики от курсов них мало толку.
Здесь опять возникает необходимость привлечь специалиста. К счастью, в транслогистических компаниях есть целые штаты опытных декларантов. Специалист правильно подберёт классификатор ТН ВЭД (товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности). Корректно составит декларацию на товары, позволяющую пустить груз в свободное обращение.
К тому же все необходимые документы (инвойс, пакинг-лист, спецификации, прайс-лист, разрешительная документация (сертификаты или декларации соответствия техническому регламенту Таможенного союза, свидетельства государственной регистрации), при необходимости — отказное письмо от сертифицирующего органа), – будут на руках декларанта, поскольку он работает в логистической команде, доставляющей Ваш груз из Китая в Россию. Это ещё один дополнительный вариант оптимизировать Ваши издержки импорта из КНР.
Разумная бережливость
Почти 99% российских предпринимателей везут товары и промышленное оборудование из Китая с помощью посредников-логистов. Такие услуги на аутсорсинге обходятся гораздо дешевле, чем если бы коммерсанты самостоятельно ездили в КНР за оптовыми партиями. Из всего многообразия транслогистических предприятий необходимо выбрать надёжного партнёра. Та ещё задача.
Рассматриваете опытных игроков рынка:
- с кейсом исполненных обязательств;
- с наличием складов на территории КНР, где примут и проверят Ваш груз на качество и количество;
- с таможенными декларантами и складами на территории РФ.
Имейте в виду, что в этой цепочке важно каждое звено. Бывали случаи в истории, когда безупречная логистика нивелировалась низким качеством товара и его существенной недостачей, поскольку груз не проверили на этапе приёмки в КНР.
! Недобросовестность китайских производителей — явление привычное в деловых кругах.
Поверьте, отправлять брак обратно – это невероятно долго и дорого. К тому же нет гарантий, что китайский производитель его примет и захочет урегулировать проблему. Именно поэтому разумная бережливость должна возыметь верх над желание максимально сэкономить. Не хватайтесь за мизерные тарифы доставки. В этом бизнесе давно усреднённые ставки. Никто сверхприбылей не получает. Выбирайте профессионалов.
Выводы:
- Для оптимизации импорта из Китая привлекайте транслогистическую компанию.
- Делегируйте проверку грузов на приёмке в КНР и таможенное оформление.
- Выбирайте партнёра-посредника с опытом и кейсом решённых задач.