Мультимодальные грузоперевозки из Китая в страны ЕС и ЕАЭС. Как организованы услуги?
Мультимодальная перевозка (multimodal carriage of goods) – это последовательная транспортировка грузов по меньшей мере двумя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским или авиационным. Правильная логистическая комбинация позволяет удачно организовать консолидацию и отгрузку, сократить время пути и снизить стоимость поставки. В отличие от интермодальных грузоперевозок, где ответственность за товары распространяется на разных перевозчиков по мере смены транспорта, в мультимодальной транспортировке все операции на маршруте следования курирует один оператор. То есть ответственность по перевозке и сопровождению вашего груза несёт экспедиционная компания в рамках одного договора.
Почему из Китая?
Китай сегодня основной внешнеэкономический партнёр России и Среднеазиатских стран. По объёму грузооборота КНР находится на первом месте экспортных товаров народного потребления в РФ.
Кто такой оператор мультимодальной перевозки груза?
Оператор мультимодальной грузоперевозки – это транспортно-экспедиционная компания, которая связывает различные виды используемого транспорта в единую цепочку. Логист просчитывает выгодную комбинацию с помощью разных международных коридоров, учитывая при этом предпочтительное время пути и особенности груза. Вдобавок экспедиционная компания руководствуется возможностями, принципами и правилами контрагентов, участвующих в перевозке. А таких предостаточно.
Контрагенты оператора мультимодальной перевозки груза:
- Отправители и получатели (продавцы и покупатели).
- Терминалы отправления грузов.
- Склады консолидации грузов.
- Авиационные перевозчики.
- Морские перевозчики.
- Автомобильные ТК.
- Ж/Д перевозчики.
- Таможенный брокеры.
- Таможенные посты.
Перечень контрагентов для взаимодействия может быть весьма впечатляющим. Поэтому логисты складывают маршрут, как пазл, комбинируя морской и железнодорожный транспорт, или автомобильный и авиационный. В первом случае чаще используются контейнеры, а во втором – транспортная тара (коробки, ящики, поддоны и пр.). По статистике наиболее популярная комбинация транспортов: морской + автомобильный.
Схема грузоперевозки из Китая в ЕС и ЕАЭС морем + автодорогой
Предлагаем поэтапно рассмотреть логистическую цепочку мультимодальной грузоперевозки морским и автомобильным транспортом.
1 Этап – PRE-CARRIAGE
Автомобильная перевозка pre-carriage – это забор груза на складе отправителя. Выполняется автотранспортом. Фура везёт полученную партию товара в базовый порт отгрузки (Шанхай, Гонконг, Нингбо, Шеньжень).
2 Этап – OCEAN/DEEP SEA CARRIAGE
Морская перевозка ocean/deep sea carriage – это доставка грузов из Китая океанским контейнеровозом, осадкой до 15,5 м, до глубоководного порта назначения (Антверпен, Бременхаффен, Гамбург, Киль, Роттердам, Восточный). Здесь контейнеры перегружают с большого океанского судна на фидерные суда.
3 Этап – FEEDER CARRIAGE
Морская перевозка feeder carriage – это доставка грузов до конечных неглубоководных портов выгрузки (Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград, Рига, Таллин, Клайпеда, Посьет, Пластун, Ванино, Де-Кастри, Холмск, Корсаков, Углегорск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка).
4 Этап – ON-CARRIAGE
Автомобильная перевозка on-carriage – это транспортировка груза фурой, рефрижератором, тралом, цистерной или контейнеровозом до места назначения. Сначала партию товара довозят до таможенного поста, растаможивают, а затем перевозят на склад экспедиционной компании. Отсюда груз отправляется получателю.
Схема грузоперевозки из Китая в ЕС и ЕАЭС морем + ж/д составом
На втором месте по популярности комбинаций грузоперевозок из Китая в ЕС и ЕАЭС находится логистическая цепочка из морского и железнодорожного транспорта. Обычно она организовывается следующим образом:
1 Этап. PRE-CARRIAGE
Забор груза на складе отправителя автомобильным транспортом. Полученную партию товара фура везёт в базовый порт отгрузки (Шанхай, Гонконг, Нингбо, Шеньжень).
2 Этап. OCEAN/DEEP SEA CARRIAGE
Морская перевозка до глубоководного порта Пусан (Южная Корея). Здесь контейнеры перегружают с большого океанского судна на фидерные суда.
3 Этап FEEDER CARRIAGE
Морская перевозка грузов до портов выгрузки Дальнего Востока (Владивосток, Восточный, Находка). Здесь контейнеры перегружают на ж/д платформы.
4 Этап ON-CARRIAGE
Железнодорожная перевозка груза из порта ДВ до станции назначения. В процессе пути партия товара пройдёт таможенную очистку.
Для справки! Если вы везёте груз по железной дороге, то можете сами выбрать место, где ваш товар будет проходить таможенную очистку. Например, по пути в Москву есть вариант оформления документов в г. Забайкальске.
Как оператор организовывает логистику мультимодальной контейнерной перевозки
В этом разделе хотим перечислить основные организационные моменты, с которыми оператор сталкивается каждый раз при перевозке грузов в контейнерах из Китая в РФ.
- Организация букировки*.
- Подтверждение от морской линии заявки на букировку с датами ближайших отходов грузовых судов.
- Согласование с морской линией даты отхода судна из порта погрузки.
- Оформление экспортных документов в стране отправителя (затаможка).
- Подача под погрузку порожнего контейнера на склад отправителя (если отправитель не захочет взять на себя расходы FOB по КНР).
- Организация и контроль загрузки контейнера.
- Доставка контейнера в порт отправления (автомобилем).
- Доставка контейнера в порт назначения (судном).
- Организация релиза – оплата выгрузки контейнера в порту, включающая терминальные расходы, портовые сборы, оформление CMR/TIR, подачу автомобильного транспорта.
- Доставка контейнера на склад СВХ.
- Организация таможенной очистки (растаможка).
- Разгрузка контейнера на складе оператора для консолидации.
- Возврат порожнего контейнера в порт.
- Организация доставки груза получателю автотранспортом.
*Букировка – бронирование части (путём выделения квоты — «allotment») или всей грузовместимости судна при морской или речной транспортировке грузов.
Что содержит БУКИНГ
Термин букинг – англицизм от слова booking, буквально означающий в переводе на русский «заказ». Применяется логистами в мультимодальных перевозках. Представляет собой заявку на международную транспортировку груза и содержит следующие сведения:
- Контакты отправителя (наименование организации; адрес склада, завода или фабрики), включая имя ответственного лица и его электронную почту.
- Название порта отправления и условия транспортировки по международным правилам перевозки Инкотермс, например, счёт FOB NINGBO (купленный товар на заводе в Китае вам погрузят в контейнер, а потом контейнер отправят в порт за счёт завода).
- Описание товара, количество и габариты упаковочных мест, общий вес груза.
- Тип и размер контейнера. Например, 40HC (high cube) – стандартный контейнер.
- Порт назначения.
- Номер заказа.
- Дата отгрузки.
В целом букировки могут немного различаться, что обуславливается политикой той или иной морской линии.
После подтверждения букировки по заявленным данным, оператор должен организовать: подачу порожнего контейнера на склад отправителя; погрузку; опломбирование; доставку гружёного контейнера в порт отгрузки и получить коносамент.
Что такое коносамент?
Коносамент – расписка в получении груза для перевозки. Выписывается морской линией в 3-х и более экземплярах, содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов есть надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов. Без оригинального коносамента невозможно получить груз в порту назначения. Ещё груз невозможно забрать без релиза.
Что такое релиз?
Релиз – это разрешение на получение контейнера в порту назначения. Морская линия может принять у оператора груз и доставить в порт назначения с оплатой по факту. Зависит от договора, согласно которому можно платить, как в порту назначения или отправления, так и по частям. Но пока не будет оплачен морской фрахт, морская линия груз не отдаст. Удерживать доставленное имущество позволяет «Залоговое право». Это первое условие релиза. Ещё необходимо предоставить данные получателя, если груз будет забирать представитель сторонней транспортной компании. Для этого оператор подаёт в морскую линию официальное письмо.
Документы для экспедирования груза из порта назначения получателю
Для перевозки груза автомобилем в точку выгрузки, водитель получает пакет установленных документов:
- Инвойс и упаковочный лист.
- Описание товара с кодами ТН ВЭД.
- Транспортная накладная CMR с кодом и название таможенного поста.
- Адрес и название склада временного хранения (СВХ), где будет производиться таможенное оформление, а также номер его лицензии.
- Документы о прохождении таможенной очистки.
- Адрес места разгрузки.
- Инструкции водителю.
После выгрузки и передачи товара получателю, мультимодальная перевозка считается выполненной.
Таблица 1. Виды транспорта для мультимодальной доставки груза из Китая
Заключение
Мультимодальная перевозка груза (multimodal carriage of goods) – это логистическая услуга одного оператора в рамках одного договора. Специалист подбирает комбинацию транспорта с учётом особенностей груза и желаемого срока поставки. Такая услуга сегодня очень популярна в международных перевозках, особенно из Китая в страны ЕС и ЕАЭС.