Грузовые контейнеры – маркировки, идентификаторы ISO, модели и габариты
Мировая экономика заметно выросла во второй половине 20 века. Основная причина – увеличение скорости грузооборота. Впечатляющие успехи демонстрирует Восточная Азия. В частности, Китай, который с 1980-х гг превратился в промышленную колыбель и центр международной оптовой торговли.
В свою очередь удалённость КНР от континентальной Америки и Европы, основных потребителей качественных китайских товаров, явилась причиной стремительного развития интермодальных и мультмодальных грузоперевозок.
Поэтому грузовая контейнерная тара стала очень популярной в трансконтинентальной логистике. Благодаря ей, перевозимые товары и оборудование находятся в безопасности на всём протяжении пути. При этом не требуется их разгрузка при перегрузке контейнера с одного вида транспорта на другой.
Кто совершил революцию в логистике с помощью грузовых контейнеров?
Изначально унификация транспортной тары остро потребовалась логистам в период Второй Мировой Войны. Её массовое внедрение могло ускорить погрузочно-разгрузочные работы на судах между налётами Люфтваффе, и форсировать военное снабжение армий автомобильным транспортом. (Хотя первое бюро стандартизации контейнеров появилось ещё в 1933 году в Европе). Затем об идее создания универсальной грузовой тары вспомнили в конце 1940-х гг., когда США активно помогали Европе, Японии и другим странам Восточной Азии восстанавливаться после войны (по плану Маршала). Во-первых, требовалась скорость поставок. Во-вторых, задумались об экономии перевозок.
Инициатором мировой стандартизации стал американский предприниматель Малком Маклин, владелец транспортной компании «SeaLand Industries». Пропадая сутками в портах, он предложил выпускать грузовые контейнеры, которые не надо было бы разгружать на пирсе, а сразу размещать на палубах судов в закрытом состоянии. По его мнению, это бы ускорило погрузку/выгрузку на морском, железнодорожном и автомобильном транспорте.
В первую очередь идея очень понравилась самому предпринимателю. И уже в 1956-м году на воду был спущен первый корабль-контейнеровоз «SS IDEAL X», который Маклин переоборудовал из военного танкера. В этом же году судно совершило свой первый рейс с 58-ю контейнерами из Ньюарка в Хьюстон. В 1968-1970 гг Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) утвердила универсальную терминологию и общепризнанные размеры грузовых контейнеров (20, 40 и 45 футов). Первый трансконтинентальный морской рейс контейнеровоза состоялся в 1966 г (США–Нидерланды).
В результате, стоимость доставки 1 тонны груза в контейнере снизилась в 37 раз, по сравнению с традиционной логистикой до 1950-1960 гг. Сегодня почти 90% товаров и оборудования перевозят в контейнерах, а мировая экономика вышла на новый виток развития. И это благодаря Малкому Маклину. За заслуги ему присвоили звание «Человек столетия», а имя предпринимателя увековечили в Международном зале морской славы (музей, посвящённый людям, внёсшим большой вклад в морское дело). В день его похорон контейнеровозы всего мира подали сигналы.
Система автоматической идентификации (САИ)
Оптимизация современной логистики построена на автоматизации каждого этапа транспортировки и хранения. Всё потому, что контейнеров миллионы. Следить за местоположением каждого помогают датчики САИ, которыми их оснащают. Благодаря этому логистический маршрут груза становится максимально контролируемым в любой точке мира.
Стандартизация грузовых контейнеров по кодам
В контейнерах перевозят различные грузы. Это могут быть товары массового потребления, габаритное и негабаритное промышленное оборудование, опасные жидкости и многое другое. Для всех перечисленных категорий есть свои контейнеры, конструкции которых можно легко определить по идентификатору и выбрать именно тот, что нужен для логистики.
Таблица 1. Коды стандарта ISO 6346: 1995 для идентификации контейнеров, расшифровка и назначение.
Конструкция и маркировка стандартизированного грузового контейнера
Все грузовые контейнеры выпускаются по утверждённым конструкциям и маркируются по правилам международного стандарта, установленным Международным бюро по контейнерам BIC (Bureau International des Conteneurs).
Таблица 2. Элементы конструкции
Таблица 3. Маркировка
Дополнительные знаки для правильной эксплуатации контейнера
Для специальной эксплуатации контейнеров, операторы наносят на их поверхность идентификационные знаки с информационными пиктограммами. Таким образом логисты учитывают специальные условия и особенности транспортировки конкретной контейнерной тары.
Например, если в контейнере перевозятся опасные грузы, то на него наклеивается знак с изображением класса опасности. А контейнеры высотой выше стандартных 2591 мм обязательно маркируются указателем высоты.
Любые знаки, маркировки и коды размещаются на контейнерах в строго утверждённых местах. Регламент установлен разделом международного стандарта ISO 6346: 1995. При этом, любые эксплуатационные значки ни в коем разе не должны закрывать идентификационные номера и конструкционные коды.
Габариты и грузоподъёмность контейнеров
Внешние размеры грузовых контейнеров (длина, высота, ширина) зашифровываются в аббревиацию TEU (Twenty-Foot Equivalent Unit). В свою очередь TEU раскрывает для нас объём контейнера. Например, начальный TEU 1 (или 1 TEU) эквивалентен стандартному 20-футовому (6,1 м) интермодальному ISO-контейнеру, с объёмом 38 м³.
Таблица 4. Внешние габариты контейнеров и внутренние объёмы с кодировкой TEU
Для справки! Габариты контейнера и вес груза в международных перевозках обозначаются в британской и международной (метрической) системах.
- 1 английский фут = 30,48 сантиметра
- 1 английский фунт = 0,4536 килограмма.
Обзор характеристик стандартных грузовых контейнеров
Для наглядности предлагаем краткий обзор характеристик грузовых контейнеров, которые применяются в международных грузоперевозках.
Логисты всего мира часто используют контейнер-цистерны 20-футового размера, что соответствует минимальному стандарту. А танки 30–40 футов встречаются очень редко, разве только что для специализированной транспортировки сжиженного газа.
Перечисленные в обзоре контейнеры соответствуют международным стандартам ISO 668:1995 и российскому ГОСТ Р 53350-2009.
!!! Компания Eurasia-Group эксплуатирует собственный парк контейнеров.
Масса, объём, размеры и вместимость морских и железнодорожных грузовых контейнеров
Кроме морских контейнеров (от 20 футов) в логистике часто используются железнодорожные контейнеры 3 и 5 тонн. Ниже в таблице справочная информация о вместимости контейнерной тары для водного и ж/д транспорта.
Таблица 5. Масса, объёмы, размеры и вместимость грузовых контейнеров.
Знать размеры морской или железнодорожной контейнерной тары необходимо для расчёта стоимость перевозки. Некоторые начинающие импортёры недооценивают или переоценивают объёмы своего груза, поэтому заказывают контейнер неправильных размеров. Чтобы избежать ошибок консультируйтесь с опытной компанией-перевозчиком.
Eurasia Group — логистическая компания полного цикла. Оказываем услуги по доставке грузов из Китая в Россию:
- Работаем с 2008 года. За это время стали компетентными в разных способах доставки. Разрабатываем оптимальные логистические маршруты.
- Растаможили более 55 000 тонн грузов. Оформили свыше 700 сертификатов и деклараций соответствия. По данным 2021 года 92% грузов доставили быстрее заявленного срока.
- Эксплуатируем собственный парк контейнеров. Используем весь накопленный опыт. Решаем сложные задачи. Предоставляем широкий спектр консалтинговых и транспортных услуг в логистике с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Eurasia Group — умные логистические решения.