Грузовые контейнеры – маркировки, идентификаторы ISO, модели и габариты
Мировая экономика заметно выросла во второй половине 20 века. Основная причина – увеличение скорости грузооборота. Впечатляющие успехи демонстрирует Восточная Азия. В частности, Китай, который с 1980-х гг превратился в промышленную колыбель и центр международной оптовой торговли.
В свою очередь удалённость КНР от континентальной Америки и Европы, основных потребителей качественных китайских товаров, явилась причиной стремительного развития интермодальных и мультмодальных грузоперевозок.
Поэтому грузовая контейнерная тара стала очень популярной в трансконтинентальной логистике. Благодаря ей, перевозимые товары и оборудование находятся в безопасности на всём протяжении пути. При этом не требуется их разгрузка при перегрузке контейнера с одного вида транспорта на другой.
Кто совершил революцию в логистике с помощью грузовых контейнеров?
Изначально унификация транспортной тары остро потребовалась логистам в период Второй Мировой Войны. Её массовое внедрение могло ускорить погрузочно-разгрузочные работы на судах между налётами Люфтваффе, и форсировать военное снабжение армий автомобильным транспортом. (Хотя первое бюро стандартизации контейнеров появилось ещё в 1933 году в Европе). Затем об идее создания универсальной грузовой тары вспомнили в конце 1940-х гг., когда США активно помогали Европе, Японии и другим странам Восточной Азии восстанавливаться после войны (по плану Маршала). Во-первых, требовалась скорость поставок. Во-вторых, задумались об экономии перевозок.
Инициатором мировой стандартизации стал американский предприниматель Малком Маклин, владелец транспортной компании «SeaLand Industries». Пропадая сутками в портах, он предложил выпускать грузовые контейнеры, которые не надо было бы разгружать на пирсе, а сразу размещать на палубах судов в закрытом состоянии. По его мнению, это бы ускорило погрузку/выгрузку на морском, железнодорожном и автомобильном транспорте.
В первую очередь идея очень понравилась самому предпринимателю. И уже в 1956-м году на воду был спущен первый корабль-контейнеровоз «SS IDEAL X», который Маклин переоборудовал из военного танкера. В этом же году судно совершило свой первый рейс с 58-ю контейнерами из Ньюарка в Хьюстон. В 1968-1970 гг Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) утвердила универсальную терминологию и общепризнанные размеры грузовых контейнеров (20, 40 и 45 футов). Первый трансконтинентальный морской рейс контейнеровоза состоялся в 1966 г (США–Нидерланды).
В результате, стоимость доставки 1 тонны груза в контейнере снизилась в 37 раз, по сравнению с традиционной логистикой до 1950-1960 гг. Сегодня почти 90% товаров и оборудования перевозят в контейнерах, а мировая экономика вышла на новый виток развития. И это благодаря Малкому Маклину. За заслуги ему присвоили звание «Человек столетия», а имя предпринимателя увековечили в Международном зале морской славы (музей, посвящённый людям, внёсшим большой вклад в морское дело). В день его похорон контейнеровозы всего мира подали сигналы.
Система автоматической идентификации (САИ)
Оптимизация современной логистики построена на автоматизации каждого этапа транспортировки и хранения. Всё потому, что контейнеров миллионы. Следить за местоположением каждого помогают датчики САИ, которыми их оснащают. Благодаря этому логистический маршрут груза становится максимально контролируемым в любой точке мира.
Стандартизация грузовых контейнеров по кодам
В контейнерах перевозят различные грузы. Это могут быть товары массового потребления, габаритное и негабаритное промышленное оборудование, опасные жидкости и многое другое. Для всех перечисленных категорий есть свои контейнеры, конструкции которых можно легко определить по идентификатору и выбрать именно тот, что нужен для логистики.
Таблица 1. Коды стандарта ISO 6346: 1995 для идентификации контейнеров, расшифровка и назначение.
Код | Расшифровка | Назначение |
GP (DC) | General Purpose (Dry Cube) | Стандартный грузовой контейнер общего назначения. Невентилируемый. Сухой. |
HC (HQ) | High Cube | Грузовой контейнер, увеличенный по высоте на 1 фут, по сравнению со стандартным GP/DC. |
PW | Pallet Wide | Контейнер увеличенный по ширине, в сравнении со стандартными GP/DC. Предназначен для размещения 2-х поддонов по 120 см. |
VH | Ventilated | Вентилируемый контейнер с воздушными каналами в нижней и верхней частях корпуса. |
HI (HR) | Insulated | Термоизолированный контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, снижающими теплообмен между внешней средой и внутренним пространством. |
RE (RT, RS) | Reefer | Контейнер-рефрижератор с климатической установкой (электро) или хладагентом (сухой лёд/сжиженный газ). |
UT | Unavailability Top | Контейнер без крыши для перевозки негабаритных по высоте грузов (как кузов). Обладает усиленной конструкцией с возможностью демонтажа дверей. |
OT | Open Top | Контейнер с открывающимся брезентовым верхом. |
HT | Hard Top | Контейнер с открывающимся металлическим верхом. |
PL (PF, PC, PS) | Flat Track / Platform | Контейнерная платформа для перевозки грузов, выступающих за габариты по ширине. (Есть модификации с фиксированными или складывающимися боковыми стенками или балками). |
TN (TG, TD) | Tank | Наливной контейнер (танк, цистерна) для перевозки легковоспламеняющихся, ядовитых, химически агрессивных жидкостей и сжиженных газов. (Есть цистерны из нержавеющих, углеродистых и легированных сталей). |
BU (BK) | Bulk | Универсальный контейнер для перевозки сыпучих грузов, с верхними загрузочными и нижними разгрузочными люками. |
DD | Double Door | Контейнер с 2-я дверями спереди и сзади для удобства погрузки/разгрузки. |
SN | Special, Named Cargo Container | Контейнер специального назначения, для транспортировки автомобилей, скота и т.д. |
AS | Air/Surface Container | Авиационно-наземный контейнер |
SD | (Side Door, Open Side) | Контейнер с одной или двумя боковыми дверями по длинной стороне корпуса |
Конструкция и маркировка стандартизированного грузового контейнера
Все грузовые контейнеры выпускаются по утверждённым конструкциям и маркируются по правилам международного стандарта, установленным Международным бюро по контейнерам BIC (Bureau International des Conteneurs).
Таблица 2. Элементы конструкции
№ | Название элемента |
1 | Боковая стенка (гофрированный лист мет.) |
2 | Двери контейнера |
3 | Дверные петли |
4 | Штанга запорного механизма |
5 | Ручка запорного механизма |
6 | Уплотнительная резиновая прокладка |
7 | Угловой фитинг |
8 | Карманы для вилочных погрузчиков |
9 | Датчик САИ (система автоматической идентификации) |
Таблица 3. Маркировка
№ | Расшифровка |
9 | Номер контейнера |
10 | Обозначение владельца или оператора грузового контейнера |
11 | Табличка КБК о допуске контейнера к эксплуатации |
12 | Контрольная цифра |
13 | Код габаритов и типа контейнера |
14 | Характеристики контейнера (объём, грузоподъёмность, вес) |
15 | Дополнительные эксплуатационные знаки (максимальная высота, способ перевозки, вероятная опасность) |
Дополнительные знаки для правильной эксплуатации контейнера
Для специальной эксплуатации контейнеров, операторы наносят на их поверхность идентификационные знаки с информационными пиктограммами. Таким образом логисты учитывают специальные условия и особенности транспортировки конкретной контейнерной тары.
Например, если в контейнере перевозятся опасные грузы, то на него наклеивается знак с изображением класса опасности. А контейнеры высотой выше стандартных 2591 мм обязательно маркируются указателем высоты.
Любые знаки, маркировки и коды размещаются на контейнерах в строго утверждённых местах. Регламент установлен разделом международного стандарта ISO 6346: 1995. При этом, любые эксплуатационные значки ни в коем разе не должны закрывать идентификационные номера и конструкционные коды.
Габариты и грузоподъёмность контейнеров
Внешние размеры грузовых контейнеров (длина, высота, ширина) зашифровываются в аббревиацию TEU (Twenty-Foot Equivalent Unit). В свою очередь TEU раскрывает для нас объём контейнера. Например, начальный TEU 1 (или 1 TEU) эквивалентен стандартному 20-футовому (6,1 м) интермодальному ISO-контейнеру, с объёмом 38 м³.
Таблица 4. Внешние габариты контейнеров и внутренние объёмы с кодировкой TEU
Длина (м / фут) | Ширина (м) | Высота (м) | Объём (м³) | TEU |
6,1 / 20 | 2,44 | 2,59 | 38 | 1 |
12,2 / 40 | 2,44 | 2,59 | 77 | 2 |
13,7 / 45 | 2,44 | 2,59 | 86,6 | 2 или 2,25 |
14,6 / 48 | 2,44 | 2,59 | 92,4 | 2,4 |
16,2 / 53 | 2,44 | 2,59 | 102,1 | 2,65 |
Высокие контейнеры — High cube | ||||
6,1 / 20 | 2,44 | 2,90 | 43 | 1 |
Контейнеры половинной высоты — Half height | ||||
6,1 / 20 | 2,44 | 1,30 | 19,3 | 1 |
Для справки! Габариты контейнера и вес груза в международных перевозках обозначаются в британской и международной (метрической) системах.
- 1 английский фут = 30,48 сантиметра
- 1 английский фунт = 0,4536 килограмма.
Обзор характеристик стандартных грузовых контейнеров
Для наглядности предлагаем краткий обзор характеристик грузовых контейнеров, которые применяются в международных грузоперевозках.
Стандартный 20-футовый контейнер GP / DC | |
Объём | 33,2 м³ |
Грузоподъёмность | 21,77 т |
Вес нетто | 2,23 т |
Евро паллеты | 11 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 5905 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2381 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2291 |
Стандартный 40-футовый контейнер GP / DC | |
Объём | 67,5 м³ |
Грузоподъёмность | 26,70 т |
Вес нетто | 3,78 т |
Евро паллеты | 25 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 12045 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2381 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2291 |
20-футовый контейнер увеличенной высоты HC / HQ | |
Объём | 38,5 м³ |
Грузоподъёмность | 21,65 т |
Вес нетто | 2,35 т |
Евро паллеты | 11 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 5905 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2596 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2458 |
40-футовый контейнер увеличенной высоты HC / HQ | |
|
|
Объём | 67,5 м³ |
Грузоподъёмность | 26,70 т |
Вес нетто | 3,78 т |
Евро паллеты | 25 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 12045 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2596 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2458 |
20-футовый контейнер с открытым (брезентовым) верхом UT / OT | |
Объём | 33,2 м³ |
Грузоподъёмность | 21,77 т |
Вес нетто | 2,23 т |
Евро паллеты | 11 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 5905 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2381 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2291 |
40-футовый контейнер с открытым (брезентовым) верхом UT / OT | |
Объём | 67,5 м³ |
Грузоподъёмность | 26,70 т |
Вес нетто | 3,78 т |
Евро паллеты | 25 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 12045 |
Ширина | 2350 |
Высота | 2596 |
Дверной проём, мм | |
Ширина | 2336 |
Высота | 2458 |
20-футовый контейнер-платформа FLAT RACK | |
Грузоподъёмность | до 30 т |
Вес нетто | 3 т |
Евро паллеты | 11 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 5610 |
Ширина | 2228 |
Высота | 2230 |
40-футовый контейнер-платформа FLAT RACK | |
Грузоподъёмность | до 50 т |
Вес нетто | 5 т |
Евро паллеты | 25 шт. |
Внутренние габариты, мм | |
Длина | 12060 |
Ширина | 2228 |
Высота | 2230 |
Контейнер-цистерна TN / TG / TD | |
Тип | Назначение |
IMO0 | Вода, Молоко, Масло, Вино |
IMO01 | Бензин, Керосин |
IMO02 | Бензин, Керосин |
IMO05 | Сжиженные газы, Пропан, Бутан |
Характеристики | |
Вес нетто | 2,7 - 4,7 т |
Объём | 17,5 - 35 тыс. л |
Грузоподъёмность | 18 - 20 т |
Логисты всего мира часто используют контейнер-цистерны 20-футового размера, что соответствует минимальному стандарту. А танки 30–40 футов встречаются очень редко, разве только что для специализированной транспортировки сжиженного газа.
Перечисленные в обзоре контейнеры соответствуют международным стандартам ISO 668:1995 и российскому ГОСТ Р 53350-2009.
!!! Компания Eurasia-Group эксплуатирует собственный парк контейнеров.
Масса, объём, размеры и вместимость морских и железнодорожных грузовых контейнеров
Кроме морских контейнеров (от 20 футов) в логистике часто используются железнодорожные контейнеры 3 и 5 тонн. Ниже в таблице справочная информация о вместимости контейнерной тары для водного и ж/д транспорта.
Таблица 5. Масса, объёмы, размеры и вместимость грузовых контейнеров.
Тип контейнера | Масса брутто, кг | Объем, куб. м. | Вместимость европаллет | Внутренние размеры, мм (длина, ширина, высота) | Размеры дверного проёма, мм (ширина, высота) |
3-х тонный контейнер (УК-3) | 2400 | 5,16 | 2 | 1930 х 1225 х 2128 | 1225 х 2090 |
5-ти тонный контейнер (УК-5) | 3800 | 10,4 | 4 | 2515 х 1950 х 2128 | 1950 х 2100 |
5-ти тонный контейнер (КМ-5) | 3800 | 10,9 | 4 | 2504 х 2050 х 2128 | 2504 х 2103 |
20-ти тонный контейнер (1С) | 18220 | 30,6 | 11 | 5867 х 2330 х 2197 | 2286 х 2134 |
20 футов Dry Freight (24 тонны 1СС) | 21920 | 33,0 | 11 | 5910 х 2340 х 2380 | 2286 х 2278 |
40 футов Dry Freight (стандартный сухой) | 26930 | 67,3 | 25 | 12044 х 2340 х 2380 | 2286 х 2278 |
40 футов High Cube (повышенный объём) | 26330 | 76,0 | 25 | 12032 х 2347 х 2684 | 2338 х 2585 |
45 футов High Cube (повышенный объём) | 28390 | 85,7 | 27 | 13582 х 2347 х 2690 | 2340 х 2584 |
20 футов Reefer (рефрижератор) | 22360 | 28,3 | 10 | 5498 х 2270 х 2267 | 2270 х 2210 |
40 футов Reefer (рефрижератор) | 25880 | 54,9 | 23 | 11207 х 2246 х 2183 | 2216 х 2183 |
40 футов Reefer High Cube (реф. пов. об.) | 28180 | 65,8 | 23 | 11557х 2286 х 2491 | 2286 х 2454 |
45 футов Reefer High Cube (реф. пов. об.) | 27300 | 55,4 | 26 | 13102 х 2294 х 2509 | 2290 х 2467 |
20 футов Open Top (открытый верх) | 21826 | 31,6 | 11 | 5792 х 2286 х 2225 | 2286 х 2233 |
40 футов Open Top (открытый верх) | 26180 | 64,0 | 23 | 11883 х 2151 х 2272 | 2279 х 2272 |
20 футов Insulated (термос) | 24000 | 27,4 | 11 | 5717 х 2267 х 2117 | 2267 x 2115 |
20 футов Ventilated (вентилируемый) | 21350 | 32,6 | 11 | 5900 х 2323 х 2367 | 2286 x 2278 |
20 футов Flat Rack (плоская подставка) | 21670 | 28,9 | 10 | 5508 х 2387 х 2320 | 2182 х – |
40 футов Flat Rack (плоская подставка) | 25220 | 67,0 | 23 | 11820 х 2148 х 2095 | 2230 х – |
40 футов Collapsible Flat Rack (складная) | 29200 | – | 25 | 12080 х 2126 х 2042 | – |
20 футов Platform (платформа) | 29,0 | 12 | 6020 х 2413 х – | – | |
40 футов Platform (платформа) | 67,0 | 25 | 12150 х 2290 х – | – | |
Tank Container (наливной) | 22235-26730 | 20-24 | – | 6058 х 2438 х 2591 | – |
Bulk Container (насыпной) | 28030 | 32,7 | – | 5838 х 2366 х 2374 | – |
Полувагон | 69000 | 70 | – | 12320 х 2870 х 2000 | – |
Вагон | 68000 | 122 | – | 12900 х 2760 х 2700 | – |
Знать размеры морской или железнодорожной контейнерной тары необходимо для расчёта стоимость перевозки. Некоторые начинающие импортёры недооценивают или переоценивают объёмы своего груза, поэтому заказывают контейнер неправильных размеров. Чтобы избежать ошибок консультируйтесь с опытной компанией-перевозчиком.
Eurasia Group — логистическая компания полного цикла. Оказываем услуги по доставке грузов из Китая в Россию:
- Работаем с 2008 года. За это время стали компетентными в разных способах доставки. Разрабатываем оптимальные логистические маршруты.
- Растаможили более 55 000 тонн грузов. Оформили свыше 700 сертификатов и деклараций соответствия. По данным 2021 года 92% грузов доставили быстрее заявленного срока.
- Эксплуатируем собственный парк контейнеров. Используем весь накопленный опыт. Решаем сложные задачи. Предоставляем широкий спектр консалтинговых и транспортных услуг в логистике с Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Eurasia Group — умные логистические решения.