Мостовые грузоподъёмные краны – назначение, виды, устройство, критерии выбора

В индустриальном сердце любого города трудятся мостовые грузоподъёмные краны. Это один из наиболее распространённых типов подъёмного оборудования, используемого в литье металла, производстве ЖБИ, судостроении, сборке конструкций и логистике. Краны мостового типа в 2-3 раза эффективнее и быстрее, чем использование группы рабочих или погрузчиков для подъёма и перемещения грузов. Именно это делает их незаменимыми на крупных промышленных объектах, где скорость работы является одним из определяющих факторов. Предлагаем ниже рассмотреть назначение, классификацию, устройство и ключевые критерии выбора мостовых кранов. Данная техника заслуживает вашего внимания, если требуется перемещать тяжести в цеху или на сборочной площадке.
Для справки. Мостовой кран отличается от козлового подвижными опорами. У него рельсы и катки расположены сверху, под потолком, а у козлового – снизу, на земле.
Назначение мостовых кранов
Мостовые краны применяются в различных отраслях промышленности для выполнения своих непосредственных задач: они перемещают сырьё, заготовки, готовую продукцию в цехах, на складах и открытых площадках. Работают с контейнерами, металлопрокатом, габаритным оборудованием. Задействуются для монтажа/демонтажа тяжёлых конструкций в судостроении, машиностроении, модульном строительстве. Применяются в сборке крупных узлов на автомобилестроительных и авиастроительных площадках.
Например, мостовые краны в судостроительной промышленности имеют широкий спектр применения – начиная от сборки лёгких компонентов и заканчивая транспортировкой корпусов массой 100 тонн для больших яхт и судов. Поэтому судостроительные верфи во всём мире доверяют работу мостовым кранам, способным легко перемещать и загружать стальные листы, балки, секции, узлы и корпуса.
Классификация мостовых кранов
Мостовые краны различаются по конструкции, типу привода, грузоподъёмности и другим параметрам. Например, есть однобалочные и двухбалочные конфигурации, а тележки и тельферы могут быть верхними или нижними, в зависимости от требований, предъявляемых к операции подъёма.
Однобалочные
Мост состоит из одной балки, поддерживаемой с каждой стороны концевой тележкой. Этот тип оборудования легче, компактнее и дешевле двухбалочных аналогов, поэтому пользуется спросом у владельцев небольших цехов, складов и мастерских. Грузоподъёмность таких кранов обычно не превышает 20 тонн, а пролёты редко бывают больше 20 метров.
Главные преимущества:
- Легкие балки.
- Более быстрая установка.
- Сокращение расходов на перевозку.
- Простая конструкция подъёмника и тележки.
При больших нагрузках или интенсивной эксплуатации однобалочные системы могут уступать по надёжности. Этот момент надо учитывать.
Двухбалочные
Мост состоит из двух балок, которые поддерживаются концевой тележкой с каждой стороны. Двухбалочные краны намного практичнее, если требуется поднимать тяжёлые грузы (от 20 тонн и выше) или работать в условиях высокой интенсивности. Две параллельные балки обеспечивают повышенную жёсткость конструкции, что снижает прогиб и увеличивает срок службы механизма. Такие краны часто оснащаются дополнительными системами безопасности, плавным пуском и точным позиционированием.
Главные преимущества:
- Большая грузоподъёмность.
- Широкий диапазон применения.
- Возможность установки дополнительного оборудования (магнитные захваты, грейферы и другие приспособления).
Двухбалочные краны используют в металлургии, машиностроении и на крупных складах, где важна не только грузоподъёмность, но и долговечность.
Опорные
Мост перемещается по двум параллельным рельсовым путям, установленным на специальных стойках (колоннах). Именно колонны поддерживают подкрановые пути. Такой тип крана чаще устанавливают на открытых площадках. Широко используются в производстве, модульном строительстве и на верфях.
Подвесные
Мост перемещается по двум параллельным рельсовым путям, закреплённым к потолочной конструкции здания. Таким образом он подвешивается над рабочей зоной, освобождая пространство под собой. Поскольку подвесной кран не требует установки опорных колон, он существенно экономит полезную площадь цеха.
Технологические
Технологические модели проектируются для конкретных нужд и чаще всего представляют собой тяжёлый или сверхтяжёлый класс оборудования (в основном краны классов D, E и F). Они находятся в постоянной или почти постоянной эксплуатации. Как правило, имеют двухбалочную конструкцию с верхним ходом и множество встроенных инженерных решений для подъёма большой массы снова и снова. Технологические краны можно встретить на заводах по сборке автомобилей, сталелитейных заводах, контейнерных площадках, лесопильных комбинатах, где они выполняют от 10 до 20 подъёмов в час при 50–75% от своей номинальной мощности.
Модульные
Модульные краны обычно встречаются на небольших производственных предприятиях, небольших заводах или в механических цехах и имеют конструкцию, состоящую из базового подъёмника, тележки и моста. Они являются экономичными и доступными решениями для перемещения сырья, материалов или готовой продукции по предприятию и не имеют большого количества дополнительных опций. Эти краны обычно относятся к классу C и используются примерно на 40% мощности, но могут быть повышены до класса D с помощью дополнительных встроенных инженерных решений, если того требует подъёмное задание.
Монорельсовые
Чаще всего встречается на производственной или сборочной линии, этот тип крана использует тележку для перемещения подъёмника по одному пути (прямому или изогнутому между цехами). Тележка соединяется с двутавровой балкой и движется по плоской поверхности в нижней части моста. Эти краны перемещают материал только вперёд и назад. У них нет функции бокового движения балки, как у традиционных мостовых или козловых моделей.
Консольные
Монтируются на колонны или стены. Предлагают широкий спектр грузоподъёмности, высоты и пролёта. Бывают разных стилей и типов. Экономят место и идеально подходят для таких работ, как перемещение предметов для сборки на небольшой площади. У них есть многометровая стрела, которая может вращаться на 180-360°. По стреле движется тележка с тельфером. Грузоподъёмность консольных моделей всего несколько тонн.
По грузоподъёмности и режиму работы
Мостовые краны классифицируются по грузоподъёмности и режиму работы по классификации CMAA.
Грузоподъёмность | Режим работы (классификация кранов CMAA) |
Лёгкие: до 10 (т) | Лёгкий A: редкое использование (склады) |
Средние: 10-50 (т) | Средний B: периодическая работа (сборочные цеха) |
Тяжёлые: 50-320 (т) | Тяжёлый D: интенсивная эксплуатация (металлургия) |
Сверхтяжёлые: свыше 320 (т) | Сверхтяжёлый E, F: непрерывная работа (доменные цеха) |
Общее устройство мостовых кранов
Мостовой кран получил своё название из-за характерной формы основной части – моста. Сам мост представляет собой горизонтальную балку с тельфером, которая движется по двум рельсам. Как известно, слово «мост» в инженерно-строительном словаре обозначает сооружение, соединяющее две точки. Отсюда и название.
Основные элементы конструкции:
- Мост (пролётная балка): несущая конструкция, перемещающаяся по подкрановым путям.
- Тельфер: передвижной механизм с талью и грузозахватным устройством (крюком, грейфером, магнитом).
- Тележки передвижения: приводное устройство с колёсами и двигателями.
- Кабина управления или пульт дистанционного управления.
- Токоподвод – гибкий кабель, троллейные шины или индукционная система.
- Рельсы. Встроенные в стены под потолком или на опорных колоннах пути.
- Концевые тележки.
- Буферы.
Органы управления обычно устанавливаются в кабине (открытой или закрытой). Если она не предусмотрена конструкцией, то оператор управляет мостовым краном через подвесной или радиоуправляемый пульт.
Расположенные по обе стороны моста концевые тележки перемещают балку по подкрановым рельсовым путям, используя колёса. Каждая концевая тележка может иметь конфигурацию из 2, 4 или 8 колёс в зависимости от грузоподъёмности крана. Буферы предназначены для поглощения энергии и уменьшения удара, приводя кран в состояние покоя, когда тележки достигают конца своего пути.
Буферные элементы могут быть закреплены непосредственно к тележкам или торцам рельсовых путей.
Критерии выбора мостового крана
Чтобы не ошибиться при покупке или аренде мостового крана, эксперты выделяют несколько ключевых аспектов, требующих внимания.
Первое, что необходимо учесть, – грузоподъёмность. Краны рассчитаны на разный вес, поэтому выбор модели с недостаточным запасом прочности может привести к аварии. Важно учитывать не только номинальную массу груза, но и возможные динамические нагрузки при его перемещении.
Второй критически важный параметр – пролёт моста, то есть расстояние между рельсами, по которым движется балка. Он должен соответствовать габаритам рабочей зоны. Слишком маленький пролёт ограничит манёвренность, а избыточный увеличит стоимость конструкции без практической пользы.
Не менее значим режим работы оборудования. Краны делятся на классы в зависимости от интенсивности эксплуатации: от редкого использования до круглосуточной работы в тяжёлых условиях. Выбор неподходящего класса приведут либо к переплате, либо к преждевременному износу механизмов.
Тип защиты – ещё один ключевой фактор, поскольку влияет на безопасность. Электрические краны обеспечивают высокую скорость и точность, но они не так безопасны для работы в местах газообразования, как взрывобезопасные модификации с защитой от искрообразования.
Особое внимание стоит уделить системе управления. Современные краны оснащаются радиоуправлением, что повышает безопасность и удобство оператора. Однако в некоторых случаях достаточно традиционного управления из кабины или подвесного пульта.
Наконец, нельзя забывать о дополнительных опциях, таких как температурная стойкость, защита от коррозии или возможность интеграции с автоматизированными системами. Эти параметры могут существенно расширить сферу применения крана.
Обзор мостовых кранов
Для наглядности предлагаем небольшой обзор 5 моделей мостовых кранов, чтобы лучше понять их разнообразие, узнать характеристики и сферы применения.
1. Подвесной мостовой кран К13007 DINGYA
Подвесной однобалочный мостовой кран К13007 представляет собой компактную и функциональную конструкцию, предназначенную для работы в ограниченных пространствах промышленных помещений. Благодаря своему подвесному типу модель крепится непосредственно к потолочным балкам здания, что значительно экономит полезное пространство пола и упрощает интеграцию в существующие производственные линии.
Несущая балка изготовлена из высокопрочной стали, способной выдерживать значительные нагрузки. Тельфер оснащён надёжным механизмом захвата, подъёма и перемещения груза.
Качественные тормоза обеспечивают безопасность и точность остановки. Кабельная система гарантирует бесперебойное питание электромоторов. Элементы управления представляют собой пульт дистанционного управления. Кран К13007 востребован для перемещения грузов внутри цехов, мастерских или складов. Он достаточно эффективен для транспортировки материалов между различными участками производственного процесса, а также для организации внутренних логистических операций.
Модель | К13007 DINGYA |
Грузоподъёмность (т) | 1-5 |
Пролёт (м) | 15 |
Высота подъёма (м) | 3-20 |
Источник питания (В/Гц) | 380/50 (3 фазы) |
Рабочий класс по ISO | А3 - А5 |
Скорость движения (м/мин) | 0 - 20 |
Скорость подъёма (м/мин) | 0,8 - 5 |
2. Двухбалочный мостовой кран DAFANG QY
Мостовой кран QY предназначен для работы в любых промышленных условиях. Он особенно востребован в плавильных цехах, занимающихся производством алюминия, магния, свинца и цинка. Важной особенностью данного крана является наличие изоляционного устройства, предотвращающего передачу электрического тока от токопроводящих элементов, находящихся в процессе подъёма, к каркасу самого крана. Это обеспечивает высокий уровень безопасности при эксплуатации.
Модель | QY DAFANG |
Грузоподъёмность (т) | 5-100 |
Высота подъёма (м) | 12-18 |
Пролёт (м) | 10-31,5 |
Рабочий класс по ISO | A4-А5 |
Напряжение (В/Гц) | 380/50 |
Тип | Общий тип КБ |
3. Грейферный мостовой кран QZ Grab
Серия QZ от Henan Kino представляет собой семейство электрических мостовых кранов общего назначения. Принцип действия основан на продольном и боковом перемещении тележки, а также подъёмном и открывающем и закрывающем движении грейфера. Кран широко используется на комбинатах по переработке отходов, грузовых терминалах, в крупных мастерских, морских доках и других объектах по обработке и транспортировке материалов. Управление осуществляется из застеклённой комфортной кабины, в которую можно войти с платформы.
Параметры двухбалочного грейферного мостового крана серии QZ от Henan Kino | |||||||||
Грузоподъёмность (т) | 5 | 10 | 16 | 20 | |||||
Пролёт (м) | 10,5~31,5 | ||||||||
Макс. высота подъёма (м) | 20 | 18 | 22 | 26 | |||||
Рабочий класс | А6 | ||||||||
Скорость (м/мин) | Подъём груза | 40.1 | 40.7 | 41.8 | 48.6 | ||||
Движение краба | 44,6 | 45.6 | 43.2 | ||||||
Передвижение тележки | 93,7/86,4 | 76/89 | 89/87.3 | 87.3 | |||||
Мотор (тип/кВт) | Подъёмное закрытие | YZR225M-8/22*2 | YZR280S-10/37*2 | YZR315M-10/75*2 | YZR355M-10/90*2 | ||||
Движение краба | YZR132М2-6/3.7 | YZR160M1-6/5.5 | YZR160M2-6/7.5 | ||||||
Передвижение тележки | YZR160 М1-6/5.5*2 | YZR160 М2-6/7.5*2 | YZR160 М2-6/7.5*2 | YZR160 L-6/11*2 | YZR160 L-6/11*2 | YZR180 L-8/11*2 | YZR180 L-8/11*2 | YZR200 L-8/15*2 | |
Источник питания | 3P переменного тока 50 Гц 380 В |
4. Мостовой литейный кран Henan Kino
Краны Henan Kino для сталелитейных заводов – это один из видов металлургических мостовых кранов для транспортировки, разливки и загрузки горячего металла в процессе выплавки. Модели этой серии обладают грузоподъёмностью до нескольких десятков тонн. Современные системы управления позволяют оператору легко контролировать их работу, обеспечивая высокую точность движений и безопасность операций.
Литейные краны Kino изготавливаются из высокопрочной стали, способной выдерживать большие нагрузки и экстремальные температуры, характерные для металлургического производства. Благодаря использованию высококачественных материалов и современных производственных технологий краны Henan Kino характеризуются износостойкостью и длительным сроком службы.
Технические параметры литейных кранов Henan Kino | |
Грузоподъёмность (т) | 5-75/20 |
Пролёт (м) | 10,5~31,5 |
Высота подъёма (м) | 6~24 |
Скорость подъёма (м/мин) | 15,5~6,1/9,7 |
Скорость тележки (м/мин) | 33,8~44,6 |
Скорость крана (м/мин) | 67,3~93,7 |
Трудовой режим, МКЭ/ИСО | 4м/М7 |
Крановые рельсы | P43/QU70/QU80 |
5. Двухбалочный мостовой кран с двойной кабиной DJCRANES
Двухбалочный мостовой кран с двойной кабиной широко используется на сталелитейных заводах, в строительной промышленности, на складах, цементных заводах, в грузовых терминалах и при других тяжёлых работах. Может управляться из кабины или с рабочей площадки при помощи пульта.
Кабины спроектированы с учётом эргономики, чтобы минимизировать усталость оператора и повысить эффективность работы. Основные элементы включают:
- удобное кресло с регулировкой высоты, наклона спинки и подголовника,
- широкий обзор через большие окна с функцией открытия переднего стекла,
- оптимальное расположение органов управления (рычагов, кнопок, педалей), чтобы оператор мог легко дотянуться до всех необходимых элементов.
В базовой комплектации оснащён крюками, поэтому идеально подходит для подъёмных работ в цехах механической обработки, сборки металлоконструкций. После установки грейферного ковша он подходит для металлургической, цементной, химической и других отраслей, где требуется перемещение сыпучих материалов.
Технические характеристики | |
Грузоподъёмность (т) | 350 |
Пролёт (м) | 37,5 |
Рабочий уровень | A5, A6, A7, A8 |
Колеса | M3-M7, кованая ступица |
Марка двигателя и редуктора | NANJING (или по индивидуальному заказу) |
Основные электрические компоненты | SCHNEIDER |
Заключение
Мостовые краны сегодня – это высокоэффективное оборудование, необходимое для автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. Современные модели оснащаются системами безопасности и электронными помощниками управления, что повышает их надёжность и производительность.
Выбор мостового крана потребует комплексного подхода. Ошибки на этом этапе способны обернуться не только финансовыми потерями, но и рисками для безопасности, поэтому перед покупкой стоит обязательно проконсультироваться со специалистами и тщательно проанализировать условия будущей эксплуатации.