Тягово-тормозные машины: Назначение. Принцип действия.
Линии электропередач (ЛЭП) – важнейшие объекты инфраструктуры. Они соединяют между собой: электростанции, подстанции и населённые пункты, – составляя сложную архитектуру протяжённых сооружений из: проводов, кабелей, опор, изоляторов и вспомогательных устройств. В процессе эксплуатации элементы ЛЭП изнашиваются или повреждаются. Поэтому требуют планового обслуживания, капитального ремонта или восстановления после аварии. Эти процедуры выполняет ремонтно-эксплуатационный персонал, с применением различных видов оборудования. Одним из содействующих технических средств выступает группа тягово-тормозных машин. Они помогают энергетикам оперативно закончить строительство линии проводов или провести их механизированный ремонт, – методом тяжения.
Назначение тягово-тормозных машин
Механизация процессов: строительства, обслуживания или ремонта ЛЭП, – способствует производительности труда. В свою очередь такая эффективность: сокращает сроки работ, повышает их качество и уменьшает численность бригады. Поэтому в перечне условий механизации есть тягово-тормозные машины. Они предназначены для таких операций, как:
- Натяжка проводов.
- Соединение проводов.
- Извлечение кабеля из земли.
- Отбор кабеля из габаритной бухты.
- Подача кабеля на участок натяжения.
- Натяжка тросов с защитой от молнии.
- Строительство канатных мостов и дорог.
Особенность тягово-тормозных лебёдок в том, что при натягивании по воздуху провода не покрываются царапинами и сколами. В то время, как волочение по земле неизбежно влечёт появление дефектов. А все кабеля содержат большое количество меди и алюминия, склонных к окислу после повреждения защитного слоя. В свою очередь незамеченные или проигнорированные царапины и сколы являются причиной коронного разряда, что приводит к дополнительным потерям передаваемой энергии.
Принцип действия тягово-тормозных машин
Тягово-тормозная машина – это мобильное (буксируемое) оборудование ротационного типа, как правило с электрогидравлической силовой установкой. Задача техники – раскатка провода или кабеля из катушки сразу на опоры или в траншеи. Сама технология монтажного тяжения появилась в 1950-х гг в Европе. До того провод тащился по земле трактором или мощным тягачом. При этом, ему наносился существенный урон и часто приходилось его ремонтировать в процессе монтажа. Всё это увеличивало сроки и стоимость работы. В результате инженерной мысли появились натяжные и тормозные машины, которые ставились в разных концах линии, иногда на значительном удалении 6 – 12 км. А со временем конструкторы изобрели реверсивные тягово-тормозные машины. Они могут:
- работать в режиме натяжки и торможения;
- сматывать старый провод на кабестан, соединённый муфтами.
В нашу страну технология тяжения пришла только в 1996 году, с момента строительства очередного участка линии электропередач между Россией и Финляндией. Сейчас каждая отечественная организация по монтажу ЛЭП приобретает для работы: тяговые, тормозные или тягово-тормозные машины.
Преимущества тягово-тормозного оборудования
Реверсивные лебёдки получили широкое распространение у электромонтёров за ряд неоспоримых преимуществ, таких как:
- Безопасность монтажных работ.
- Отсутствующий коронный эффект (разряд).
- Повышенную экономичность и скорость выполнения работ.
- Сокращаемый объём вреда окружающей среде от вторжения человека.
- Исключение нагрева кабеля, возникающего с появлением повреждений на его поверхности.
В процессе монтажа провод находится высоко от земли. Такое условие позволяет бригаде работать на любом ландшафте. Машина легко транспортируется в сцепке с грузовиком или в его кузове. Существенных недостатков оборудования не выявлено.
Обзор моделей тягово-тормозных машин
Станкостроители предлагают рынку электромонтажного оборудования развёрнутый ассортимент тягово-тормозных машин. С различными характеристиками: мощности, производительности, режимов работ, условий эксплуатации, габаритов и массы. Поэтому электромонтажное предприятие гарантированно подберёт для себя тот вид реверсивной лебёдки, который наиболее эффективен для выполнения поставленных задач. Для наглядного примера в таблице представлены 5 моделей тягово-тормозных машин, с кратким описанием и характеристиками.
Тяговая лебёдка для строительства ЛЭП и подвесных мостов. Используется для тяжения кабелей и проводов, максимальным диаметром 24 мм, – по земле и воздуху. Машина не оборудована шасси, поэтому для транспортировки потребуется кран-манипулятор или бортовой грузовик.
В действие лебёдка приводится электродвигателем, после чего редукторная передача обеспечивает тяговое усилие (80 кН) для намотки провода на барабан, со скоростью до 18,6 м/мин. Для управления процессами используется кнопочный пульт. Мощность двигателя: 30 кВт; Габаритные размеры: 1900x2700x1600 мм; Вес: 4 050 кг. В семейство 2JM8 также входят модели: 2JM5, 2JM3, 2JM10, 2JM12 и 2JM16.
Тяговая лебедка с бензиновым приводом ZJ-QXS-50/6.2
Тяговая машина с бензиновым двигателем Honda GX390 и редуктором с тремя скоростями намотки. Диаметр троса, кабеля или провода – до 16 мм. Максимальная производительность 31 м/мин.
Лебёдка не оборудована шасси, поэтому для транспортировки можно использовать легковой прицеп. Запуск двигателя осуществляется электростартером. Есть генератор зарядки АКБ. Мощность двигателя: 11.7 л.c.; Габаритные размеры: 1200×800×600 мм; Вес: 350 кг.
Тягово-тормозная машина SA-QZY-2 × 40
Гидравлическая тягово-натяжная машина для монтажа канатов, тросов, проводов и кабелей, – диаметром до 40 мм. Оборудована шасси, что позволяет буксировать её к месту проведения работ автомобилем ремонтно-эксплуатационного персонала.
Оснащена: пружинным гидравлическим тормозом, который отличается высокой надёжностью и простотой в эксплуатации; насосом, мотором и редуктором; аварийной защитой от сверхнатяжения. Номинальная скорость тяги 2.5 км/ч. Максимальная скорость обратного натяжения 5 км/ч. Габаритные размеры: 4800×2200×2700 мм; Вес 6 300 кг.
Гидравлическая тяговая лебедка SA-YQ-180
Гидравлическая тяговая лебёдка для широкого спектра строительства линий электропередач, а также подвесных мостов. Оснащена оцинкованным шасси для буксировки, что позволяет её транспортировать автомобилем ремонтно-эксплуатационного персонала. В качестве силовой установки используется дизельный мотор с электрическим запуском.
Лебёдка оборудована: гидравлическим приводом с замкнутым тормозом; датчиками гидравлической системы и двигателя; счётчиком метров; 2-я кабестанами из термически обработанной стали. Макс. натяжение: 180 кН; Макс. скорость подачи троса: 5 км/ч; Диаметр натяжного колеса: 760 мм; Диаметр проволоки: 75 мм; Мощность 223,5 кВт; Габаритные размеры: 5780×2350×2820 мм; Вес: 8000 кг. В это семейство также входят модели: SA-YQ-300 и SA-YQ-90.
Гидравлическая натяжная машина SA-YZ-4x45
Гидравлическая натяжная машина с 4-мя кабестанами. Каждый барабан может работать автономно. Предназначена для строительства и обслуживания ЛЭП с кабелем сечением 720 мм2, на различном ландшафте. Силовой узел закреплён на 2-осном шасси с пневматическими тормозами. Для транспортировки используется грузовой автомобиль.
Дополнительную устойчивость при тяжении обеспечивают выдвижные опоры, которые приводятся в действие домкратами. Сама лебёдка работает от дизельного двигателя Cummins, через гидростатический привод. Управляется с помощью цифровой системы на базе программируемого логического контроллера. Максимальная скорость подачи троса: 5 км/ч; Диаметр провода: до 40 мм; Мощность: 82 кВт; Габаритные размеры: 4700×2350×2800 мм; Вес: 11 500 кг.
Представленные образы тягово-тормозных машин производятся в Китае и поставляются в Россию. Они достойные конкуренты американским и европейским моделям, – в первую очередь по качеству. А вот стоимость китайский лебёдок ниже, чем у машин США и ЕС. Следовательно, срок их окупаемости будет заметно короче.
Заключение
Тягово-тормозные машины являются неотъемлемой часть комплекса механизации строительства или обслуживания ЛЭП, а также подвесных мостов. Лебёдки обеспечивают безопасность персоналу, не повреждают провод или кабель при монтаже, берегут окружающую среду. Развёрнутый ассортимент этого оборудования позволит инженеру подобрать для работы именно ту модель, чьи характеристики позволят выполнить задачу максимально эффективно.