Вилочные погрузчики для склада – принцип работы, виды и назначение, критерии выбора
Вилочный погрузчик – самоходная машина для погрузочно-разгрузочных работ, штабелирования, сортировки грузов на крытых и открытых складах. Помимо прямого складского назначения часто используется в качестве вспомогательного подъёмного оборудования на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Обладает высокими характеристиками мобильности. Представляет собой один из самых распространённых видов малогабаритной спецтехники. Многообразие вилочных погрузчиков на рынке создаёт некие сложности с выбором. Поэтому перед покупкой необходимо руководствоваться основными критериями, о которых расскажем ниже.
Назначение
Вилочный погрузчик – оборудование, используемое для подъёма или перемещения тяжёлых предметов. Механизация процессов освобождает ручной труд, который бы неизбежно пришлось использовать в работе. Машина выполнят поставленные задачи с помощью подъёмного устройства, с приводом от двигателя, что ускоряет и упрощает логистику. В большинстве случаев вилочные погрузчики используют мотор, как дополнительный противовес, это позволяет им брать грузы выше центра тяжести и облегчает управление.
Вилочные погрузчики эксплуатируются в самых разных областях.
Они нашли широкое применение:
- на складах, заводах, фабриках, лесопилках и строительных площадках;
- в аэропортах, портах, ж/д станциях и таможенных терминалах;
- на с/х фермах и т.д.
Их можно встретить в небольших частных компаниях и даже в личном пользовании. Например, они нередко используются в пунктах разбора и утилизации автомобилей, где требуется перемещать: кузова, моторы, коробки и другие тяжёлые узлы/агрегаты. Это отличная альтернатива ручному труду. Ведь вилочный погрузчик может взять вес, который не под силу поднять даже нескольким людям.
История
Появление вилочных погрузчиков отчасти связано с Первой мировой войной (1914-1918 гг.). Именно тогда ощущался дефицит рабочих рук на складах. Война закончилась, а идея осталась в процессе разработки. Ей занимались сразу несколько конструкторских бюро в США и Европе. Первые вилочные погрузчики стали поступать на предприятия Запада в 1920-х годах. Это были машины с двигателями внутреннего сгорания и ручными или электрическими талями. А в 1930-х появились электрические погрузчики с гидравлическим подъёмным механизмом. С 1948 года «кары» начали выпускать в СССР.
Устройство
Конструкция вилочного погрузчика состоит из множества движущихся деталей и узлов. Они образуют подъёмный механизм и позволяют работать ему по прямому назначению – брать и возить грузы разных размеров, доставать паллеты с различной высоты и т.п. В целом это компактная и сбалансированная машина. Вот некоторые из основных частей, которые составляют анатомию почти каждого вилочного погрузчика.
Мачта (грузоподъёмник)
Мачта представляет собой вертикальную опору, которая позволяет поднимать и опускать грузы. На большинство вилочных погрузчиков изготовители ставят её спереди, непосредственно в поле зрения оператора. По конструкции мачты могут быть с различными секциями, которые поднимают или опускают каретку вместе с вилами, поэтому делятся на 4 типа:
- Duplex — двухсекционная со стандартным свободным ходом.
- Duplex — двухсекционная со специальным свободным ходом.
- Triplex — трёхсекционная мачта.
- Quadroplex — четырёхсекционная мачта.
Высота подъёма от 3 до 5 м. Стандартной считается 3 м, поскольку легко проходит в ворота большинства складов. Поэтому трёхметровая мачта наиболее востребована на рынке вилочных погрузчиков. В сложенном положении её высота 2 м (как правило равна высоте самого погрузчика).
Подъёмный цилиндр
Подъёмный цилиндр вилочного погрузчика обеспечивает вертикальное перемещение каретки по мачте (подъем/опускание). Обычно имеет гидравлический привод и является цилиндром одностороннего действия, – толкает в одном направлении.
Цилиндр наклона
Подобно подъёмному, цилиндр наклона управляет движением каретки. Но ключевое отличие состоит в том, что он не поднимает, а только регулирует наклон мачты вперёд/назад относительно земли.
Каретка
Каретка представляет собой платформу, расположенную перед мачтой, для размещения перевозимых объектов. Она включает в себя вилы, спинку (заднюю опору для груза) и другие элементы, которые вступают в непосредственный контакт с грузом.
Вилы
Вилы наиболее очевидная часть вилочного погрузчика. Предназначены для прямого контакта с грузом при транспортировке. Они крепятся к каретке и предназначены для его поддержки снизу. Вилы бывают различных форм и размеров. Стандартные ITA являются наиболее распространённым типом.
Спинка каретки
Спинка крепится к каретке и обеспечивает дополнительную опору для груза. Это предотвращает его соскальзывание назад в процессе подъёма или при перемещении. Вдобавок спинка помогает защитить мачту и её компоненты от повреждения грузом.
Противовес
Противовес — это дополнительный вес, установленный на вилочном погрузчике сзади, чтобы компенсировать поднимаемый вес спереди. Вместе с этим он помогает сохранить устойчивость машины во время перевозки груза. Все вилочные погрузчики рассчитаны на определённую грузоподъёмность с учётом массы балансировочного противовеса. Найти информацию о г/п можно в паспортной табличке на «каре», или в инструкции по её эксплуатации.
Противовес вилочного погрузчика с двигателем внутреннего сгорания расположен ближе к задней части или на противоположной стороне вил. Для электрических «кар» аккумуляторная группа действует как противовес.
Источник питания
Вилочные погрузчики могут быть электрическими (с питанием от батареи), дизельными, бензиновыми или газовыми. На машинах с мотором внутреннего сгорания бак обычно располагается ближе к задней части, за или под сиденьем. У вилочных погрузчиков, работающих на пропане, баллон часто устанавливается снаружи для облегчения доступа. На электрокарах аккумуляторная группа размещается снизу, ближе к задней оси.
Шины
Все вилочные погрузчики колёсные, поэтому нуждаются в шинах. Однако типы покрышек и расположение колёс могут значительно различаться. Например, существуют 3-колёсные и 4-колёсные погрузчики. Последний тип способен поднимать более тяжёлые грузы и считается универсальным. Трёхколёсные идеально подходят для помещений, где пространство ограничено, а способность эффективно поворачиваться и маневрировать – очень важна.
К шинам вилочных погрузчиков предъявляются строгие требования в части качества и прочности, поскольку речь идёт о перевозке тяжёлых грузов и зачастую по агрессивным местностям. Например, по строительной площадке, усеянной острым щебнем, кусками арматуры и осколками стекла. Поэтому назначение шин по эксплуатации делится на 3 основных типа:
Пневматические (камерные) – шины для работы на открытых площадках, где поверхности могут быть неровными, шероховатыми или непостоянными. Они больше похожи на покрышки вашего автомобиля. У некоторых встречается агрессивный протектор, поэтому они лучше справляются с дорогами без твёрдого покрытия и пересечёнными местностями.
Цельнолитые (сплошные) – шины из цельного куска синтетического каучука. Предназначены для эксплуатации на крытых и открытых складах, где высоки риски прокола. По способу сборки (монтажа) делятся на: стандартные и быстрые. Обладают неплохими амортизирующими качествами, но заметно уступающими пневматическим аналогам.
Бандажные – шины с ободом, обычно используются для вилочных погрузчиков, работающих внутри помещений, где поверхность плоская, гладкая и однородная. Они, как правило, дешевле и проще в обслуживании. Идеально подходят для складских помещений, где необходим малый радиус поворота.
Колёса
Колёса на «карах» могут быть ведущими или ведомыми. В последнем случае они часто выступают рулевыми. Поэтому в каталогах они классифицируются на 2 вида.
Ведущие колеса обеспечивают высокие характеристики грузоподъёмности для движения с грузом. Поэтому по конструкции они прочнее рулевых, поскольку устанавливаются под мачту и несут большую массу во время работы.
Рулевые колеса обычно расположены в задней части вилочного погрузчика и обеспечивают ему управление. Нагрузка сзади гораздо меньше, поэтому конструкция рулевых колёс проще, чем у ведущих. Они стоят дешевле.
Кабина оператора
Кабина погрузчика может быть открытой или закрытой в зависимости от сферы эксплуатации. Изнутри оператор управляет движением машины и этапами грузовых работ. В кабине «кары» находятся все органы управления, используемые для маневрирования и манипулирования погрузчиком. Среди них: педали газа и тормоза, рулевое колесо, рычаги управления мачтой, стояночный тормоз, приборная панель и т.п.
- Подъёмный рычаг – контролирует высоту вил.
- Рычаг наклона – регулирует угол наклона вил относительно земли.
- Рычаг бокового смещения – управляет горизонтальным перемещением каретки.
Некоторые кабины закрытого типа оснащены климатической установкой и аудиосистемой.
Место оператора
При работе на вилочном погрузчике с сидячим положением сиденье будет расположено в кабине. Некоторые вилочные погрузчики имеют стойку оператора. Независимо от того, сидячий или стоячий тип «кары», водитель должен строго занимать своё место в рамках Руководства по эксплуатации. Видоизменять конструкцию операторского места запрещено.
Рулевое колесо
Рулевое колесо управляет движением задних (рулевых) колёс погрузчика. На некоторых рулях есть ручка (рукоятка), для более быстрого поворота.
Защита крыши
Защитный кожух является важным элементом безопасности оператора вилочного погрузчика. Дополнительная накладка предназначена для защиты человека в случае падения чего-либо на кабину. Вилочные погрузчики сконструированы так, чтобы свести к минимуму возможность падения частей груза сверху. Однако такие факторы, как случайные удары или плохо уложенные товары, могут привести к падению предмета на кабину.
Принцип работы на вилочном погрузчике
Перед использованием вилочного погрузчика любого класса оператор должен сначала сделать предварительный осмотр. Ревизионный список будет варьироваться в зависимости от вида «кары».
В целом необходимо проверить:
- уровень масла;
- шины и давление;
- уровень воды (антифриза);
- уровень гидравлической жидкости;
- цепи и спинку мачты, состояние вил;
- кабину оператора на наличие мусора или грязи;
- ремень безопасности и все предохранительные устройства.
После того, как погрузчик прошёл проверку, можно его пустить в работу. Для необходимо установить нейтральную передачу, нажать на тормоз и повернуть ключ зажигания на старт (нажать кнопку).
После запуска мотора необходимо:
- Потянуть на себя крайний левый рычаг, который поднимет вилы с пола.
- Потянуть на себя средний рычаг, чтобы наклонить мачту в сторону подъёмника.
- Отпустить стояночный тормоз и переместить селектор КПП в нужное положение. Для езды задним ходом требуется убедиться в работе сирены.
- Прежде чем что-то передвинуть или поднять, необходимо отрегулировать вилы с помощью левого, среднего или правого рычагов и установить подъёмник в нейтральное положение.
- На медленной скорости завести вилы под груз; включить стояночный тормоз; осмотреть груз (он должен быть по центру); слегка поднять (потянув крайний левый рычаг на себя). Полезно держать груз низко над землёй, чтобы центр тяжести «кары» оставался низким. Включить передачу и отвезти объект на другое место складирования.
- При транспортировке груза внимательно следить за препятствиями и людьми. Если груз настолько велик, что загораживает обзор, то лучше ехать задним ходом.
- После разгрузки и установки погрузчика на стоянку опустить вилы на землю, чтобы уменьшить нагрузку на мачту. Далее заглушить мотор, поставить погрузчик на стояночный тормоз и покинуть кабину.
При эксплуатации вилочных погрузчиков нельзя превышать скоростной режим. Спецтехника является опасным транспортным средством, поэтому лихое прохождения крутых поворотов или других препятствий повышает риски опрокидывания машины или груза.
Виды вилочных погрузчиков
Производители спецтехники и складских машин предлагают предпринимателям развёрнутый ассортимент вилочных погрузчиков.
Они различаются:
По типу кабины:
- Закрытые (с остеклением).
- Открытые (без остекления).
По типу операторского места:
- Сидячие (с креслом).
- Стоячие.
По количеству опор (колёс):
- Четырёхопорные (Четырёхколёсные).
- Трёхопорные (Трёхколёсные).
По типу колёс:
- Бандажные.
- Цельнолитые.
- Пневматические.
По типу двигателя:
- Дизельные.
- Бензиновые.
- Электрические.
- Газовые.
По типу подъёмного устройства:
- С кареткой спереди (фронтальные).
- С кареткой сбоку (полуповоротные).
- Ковшевые (ковш навешен).
По допустимой нагрузке:
- Легкие (0,5–2 т).
- Средние (2–4 т).
- Тяжёлые (4–10 т).
- Большегрузные (свыше 10 т).
Критерии выбора
Цена и размеры являются ключевыми факторами при выборе погрузчика. Однако стоит обратить внимание и на другие важные критерии и характеристики при подборе.
Грузоподъёмность – это вес, который погрузчик может безопасно поднимать на всём протяжении эксплуатационного срока, без нарушения устойчивости машины.
Центр нагрузки – это расстояние от вилки до центра тяжести погрузчика. Величина может варьироваться в зависимости от угла подъёма, веса груза и угла наклона.
Устойчивость – это способность вилочного погрузчика удерживать центр тяжести, предотвращая опрокидывание транспортного средства.
Тип кабины – для открытых площадок, особенно в северных регионах, лучше брать «кару» с остеклением. Иначе оператор будет регулярно болеть.
Тип двигателя – погрузчики с бензиновым, дизельным или газовым мотором будут загрязнять воздух, отчего работникам придётся дышать дымом и вредными выбросами. Для закрытых помещений подходят электрокары, а машины с ДВС – для открытых площадок.
Обзор вилочных погрузчиков
Для наглядности предлагаем беглый обзор вилочных погрузчиков, с кратким описанием и основными характеристиками. Эти «кары» прекрасно подойдут для работы на складах и других производственных объектах.
Взрывозащищённый электрический транспортировщик паллет HELI QYD750
Электрический транспортировщик паллет – это специализированное эффективное и эргономичное складское оборудование для эксплуатации на предприятиях с тяжёлыми грузами, в том числе в помещениях с легковоспламеняющимися газами и парами, что сопряжено с риском воспламенения и взрыва. Отличается эргономичным постом управления для оператора, системами безопасности и комплексом бортовой сервисной диагностики.
Модель | QYD750 |
Грузоподъёмность (кг) | 7500 |
Скорость движения (км/ч) (с нагрузкой/без нагрузки) | 2/2 |
Габаритные размеры (мм) | 1350 х 1340 х 960 |
Электрический вилочный погрузчик HELI CPD35 GBLi
Электропогрузчик с высокими эксплуатационными характеристиками. Широко применяется на складах и производственных предприятиях. Ключевые особенности электрокары HELI CPD35-G:
- Хороший обзор для оператора.
- Надёжный контроллер ZAPI (Италия).
- Качественная сборка из деталей с передовыми материалами.
- Прекрасная эргономика в кабине для комфортного управления.
- Недорогое обслуживание и доступность расходных запчастей.
Сферы применения «кары» очень разнообразные: склады; оптово-розничные базы; бумажно-целлюлозные фабрики; торговые сети и холодильно-морозильные камеры.
Модель | CPD35 GBLi |
Конфигурации | GB2Li / GB3Li |
Грузоподъёмность (кг) | 3500 |
Расстояние до центра тяжести (мм) | 500 |
Максимальный преодолеваемый подъем (%) | 15 |
Высота подъёма (мм) | 3000 |
Габаритные размеры (мм) (ДхШ) | 2550 х 1245 |
Дизельный вилочный погрузчик FD20H
Легендарный вилочный погрузчик FD20H, получивший широкое признание во всём мире. Трудится на складских, логистических и транспортных узлах, а также в сельском хозяйстве. Популярность модели обусловлена высокой надёжностью и низкой ценой. Выпускается машиностроительной компанией Zoomlion. Внешний вид погрузчика простой и утилитарный, в свежих и привлекательных тонах.
Модель знаменита силовыми агрегатами, в основном дизельными: Isuzu C240/4JG2 и Mitsubishi S4S; и редко бензиновым Nissan K25. Отличается прекрасной эргономикой для комфортной работы и удобными проёмами для посадки/высадки оператора. Итальянская система охлаждения масла «Orlandi» исключает перегрев гидравлического масла. Мачта с широким проёмом позволяет оператору видеть концы вил в любом положении, что повышает безопасность и снижает утомляемость.
Модель | FD20H |
Мотор | Дизель |
Номинальная грузоподъёмность (кг) | 2000 |
Центр нагрузки (мм) | 500 |
Высота подъёма (мм) (максимум) | 3000 |
Высота свободного подъёма (мм) | 135 |
Размер вил (мм) | 1070x122x40 |
Угол наклона мачты вперёд/назад | 6/12 |
Дорожный просвет (мм) | 110 |
Высота защитного ограждения (мм) | 2060 |
Высота от сиденья до защитного ограждения (мм) | 1005 |
Дизельный вилочный погрузчик с повышенной грузоподъёмностью HELI CPCD160-C1Z-12IIIG
Кара автомобильного типа с дизельным двигателем для перемещения разных грузов в штабелях или без них. Предназначена для работы на открытых площадках в любых погодных условиях. Может быть укомплектована различными видами навесного оборудования. Оснащена пневматическими шинами с глубоким V-образным протектором. Машина отличается высокой степенью манёвренности и прекрасно себя зарекомендовала эксплуатацией в железнодорожной, строительной, сельскохозяйственной и коммунальной отраслях.
Модель | CPCD160-C1Z-12IIIG |
Расстояние до центра тяжести (мм) | 1200 |
Грузоподъёмность (кг) | 16000 |
Высота подъёма (мм) | 3000 |
Скорость подъёма (мм/с) (при полной нагрузке) | 370 |
Угол наклона (° вперёд/назад) | 6/12 |
Габаритные размеры (мм) | 7975 х 2600 х 3340 |
Вилочный погрузчик для труднопроходимых участков местности CPCD
Кара на дизельной тяге с высокой проходимостью для работы на строительных участках или в сельском хозяйстве. Отличается внедорожными шинами для пересечённой местности и высоким дорожным просветом. Угол наклона мачты до 10°(F)/12°(R). Обладает повышенной мощностью и высокой скоростью. Выхлопная труба стандартной конфигурации, поэтому высокий выход отработанных газов обеспечивает хорошую рабочую среду для работников площадки.
Модель | CPCD 60 |
Двигатель | Дизель |
Привод каретки | Электрический |
Скорость (км/ч) | 20 |
Дорожный просвет в центре с грузом (мм) | 1900 |
Грузоподъёмность (кг) | 3500 |
Расстояние до центра тяжести (мм) | 600 |
Высота подъёма (мм) | 3000 |
Радиус поворота, (м) | 3,3 |
Преодолеваемый подъем, (%) | До 20 |
Габаритные размеры (Д х Ш) (мм) | 3520 х 1995 |
Представленные в обзоре «кары» изготавливаются в Китае. По большей части это марки HELI – от крупнейшего производителя складской техники государственного уровня. По качеству они не уступают аналогам из США, ЕС, южной Кореи и Японии. А вот цена китайских погрузчиков существенно ниже, чем у конкурентов из развитых стран. Такой фактор положительно сказывается на сроке окупаемости.
Заключение
Вилочные погрузчики существенно упрощают работу складов, транспортных компаний, авиационных и таможенных терминалов, а также строительных объектов и сельскохозяйственных предприятий. Трудяги перевозят тонны грузов ежедневно, избавляя людей от тяжелейшего ручного труда. Сегодня рынок малогабаритной спецтехники предлагает развёрнутый ассортимент погрузчиков: с разными силовыми установками; различной грузоподъёмностью; всякого рода уровнем комфорта для оператора. Поэтому заинтересованному предпринимателю будет из чего выбрать.