Ричтраки – назначение, виды, устройство, плюсы и минусы, критерии выбора
Складское хозяйство в России ведётся исстари, как на государственном, так и на частном уровнях. Сегодня в строительстве и оснащении складов господствует технологический прогресс, получивший стремительное развитие с 1990-х гг. Одним из видов современной техники для обеспечения оптимизированной логистики выступают ричтраки. При чём это немолодой вид складского оборудования, но получивший всемирное признание именно сейчас. На рынке представлен развёрнутый ассортимент машин различной конструкции, с разной грузоподъёмностью и многообразием назначений. Поэтому мы расскажем об основных видах и критериях выбора.
Ричтрак – англицизм от reach truck. С англ. reach – «достигать», а truck – «перевозчик» (перевозчик грузов). Дословный перевод: «транспорт, достающий грузы».
Назначение ричтрака
Ричтрак – самоходное грузоподъёмное оборудование на электрической тяге. Техническое название – штабелёр (штабелеукладчик). Предназначен для работы в торговых центрах, на складах и базах, в грузовых и таможенных терминалах, – с развитой стеллажной конструкцией, высотой до 5 ярусов, и ровными полами. Управляется водителем-оператором (хотя уже есть роботизированные версии). Обеспечивает подъём или спуск грузов со стеллажей, их перевозку по складу и штабелирование.
Является дальним родственником вилочного погрузчика и рохли, поскольку произошёл именно от них. Но за годы трансформации ричтраки так изменились, что объединять их в одну группу с прототипами уже нельзя. Это самостоятельный вид складской техники, с многообразием конструкций. Хотя за границей ричтраки относятся к категории вилочных погрузчиков класса 2 и обозначаются в каталогах и технической документации, как «узкопроходные погрузчики с электродвигателем».
История
Разработка штабелёров началась вскоре после появления первых вилочных погрузчиков на заре 1920-х гг. Пионером производства стала французская компания Fenwick. Она приступила к серийному выпуску ричтраков с 1926 года. Машина называлась «тележкой с подъёмной платформой». Предназначалась для грузоподъёмных и транспортировочных работ на оптовых складах и ж/д станциях. Однако всемирного признания тогда штабелёры не получили. Их затмевали универсальные и многофункциональные вилочные погрузчики.
Спрос на малогабаритную подъёмную технику и штабелеукладчики производители почувствовали лишь в конце 20 века, в пик развития мировой торговли. Современный дизайн и конструктивный базис ричтраков заметно улучшили в части:
- рулевого управления;
- манипулирования мачтой и вилами;
- электронной начинки и продвинутой системы управления;
- устойчивости и информативности приборов (появились полноцветные дисплеи).
Повысился уровень безопасность с точки зрения систем запуска с помощью PIN-кода. Начали ставить вилочные видеокамеры и приборы освещения, что упростило использование ричтраков в труднодоступных местах. К тому же внешний вид современных штабелёров получился интересным, что сделало любую складскую операцию с его участием эстетичной, в духе прогрессивного времени.
Устройство ричтрака
Ричтраки специализируются на узкопроходных складах и распределительных центрах. Поэтому их конструкции компактные, что значительно повышает производительность и эффективность. Мощные двигатели способны перевозить грузы до 3,5 тонн. Несмотря на многообразие видов почти каждый штабелёр оснащён типовыми узлами и агрегатами.
Ричтрак. Основные узлы:
- Платформа с двигателем.
- Мачта (грузоподъёмник).
- Ножницы.
- Аутригеры.
- Вилы.
Благодаря такому компактному устройству и электрическому мотору они ловко маневрируют в узких проходах шириной 1,5–2,7 м. Максимальная скорость 15 км/ч. Телескопическая мачта свободно достаёт до высоких ярусов, вытягиваясь на 13 метров. Выдвижные ножницы помогают извлечь глубоко запрятанный поддон. В целом такая машина рассчитана работать с 5-ярусными стеллажами в 3 ряда глубиной (на три стандартных поддона в глубину).
Виды ричтраков
Загруженность складского хозяйства и особенности грузов определяют многообразие выпускаемых штабелеукладчиков.
Но в целом эта категория оборудования включает в себя только 3 вида машин:
- Стоячий.
- Сидячий.
- Поворотный.
Между собой они различаются конструкциями, скоростью, высотой подъёма и оснащением, но предназначение их остаётся одинаковым. И ещё, все виды ричтраков требуется регистрировать в Гостехнадзоре в течении 10 суток после приобретения.
Стоячий
Штабелёры данного типа предназначены для операторов, которым необходимо быстро входить и выходить. Они разработаны для эксплуатации на складах, не имеющих высоких стеллажей.
Сидячий
Данный вид техники отличается от аналога с вертикальным способом управления, поскольку в этой машине оператор сидит. Это обеспечивает ему больший комфорт во время работы и лучший обзор верхних ярусов.
Поворотный
Поворотные ричтраки используются для очень узких проходов. В таких условиях они могут легко получить доступ к труднодоступным поддонам, с помощью вращающейся на 180 градусов мачты. Способ управления такими машинами зачастую сидячий.
Кто такой оператор ричтрака?
Оператор ричтрака — это водитель, который отвечает за безопасное и эффективное управление грузоподъёмной машиной. Задача оператора: перемещать и собирать поддоны с грузами и без; расставлять и разбирать стеллажи; загружать и разгружать машины; проверять заказы на поставку, списки упаковки и комплектования, а также счета-фактуры; обслуживать штабелеукладчик и вести записи о ТО.
Для управления требуют права. Если мощность двигателя не превышает 4 кВт, то достаточно удостоверения водителя электрического погрузчика (штабелёра), полученного в аккредитованном учебном центре. Для управления машиной с электродвигателями от 4 кВт необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории B (до 25,7 кВт) или С (до 110,3 кВт).
Нюансы обслуживания
Эксплуатация штабелёров проходит в тяжёлых условиях, что не может не сказаться на ресурсе деталей и узлов этой техники. Систематическая эксплуатация в интенсивных режимах, работа с грузами, пыль на складе – это лишь часть факторов, требующих регулярного обслуживания. Собственно, плановые профилактические меры в данном случае сводятся к техническому осмотру, которому необходимо подвергать ричтрак постоянно.
Прежде всего обслуживание базируется на чистке и уборке. Если машина используется при непосредственном контакте с агрессивными химическими веществами, его следует проводить каждый раз после работы. Кроме чистки необходимо регулярно проверять аккумулятор, колёса, опорные элементы и предохранители. При обнаружении изношенных или близких к этому состоянию деталей их требуется заменить. Простые неисправности можно устранять самостоятельно, а сложные – с участием квалифицированных ремонтников.
Плюсы и минусы
Ричтрак имеет множество преимуществ, обусловленных как самой конструкцией, так и дополнительными возможностями, предусмотренными в моделях класса «премиум».
Среди преимуществ:
- высокая манёвренность;
- мощность и производительность;
- бережное обращение с грузом без потери скорости;
- низкая стоимость в сравнении с вилочным погрузчиком;
- способность поднимать по несколько поддонов с грузом за один раз;
- оптимизация процессов погрузочно-разгрузочных работ и штабелирования.
Благодаря этим качествам погрузчик-ричтрак можно использовать, как в складских помещениях магазина, так и на оптовых базах, и в транспортных терминалах. Особенно в тесных условиях. Конечно, это потребует умелого управления, но это уже вопрос мастерства водителя.
Недостатки ричтраков связаны с их узкой специализацией. Дело в том, что машина предназначена для работы на ровной поверхности – то есть в пределах склада, ангара и цеха. Обычно модели снабжены узкими маленькими колёсами, что не позволяет использовать погрузчик на улице.
Кроме этого к минусам можно отнести:
- высокую стоимость;
- регулярную зарядку аккумуляторов;
- квалифицированный ремонт при поломке;
- регистрацию в Гостехнадзоре;
- права для управления.
Преимуществ больше и выглядят они гораздо существеннее. А значит штабелёр можно рассматривать как самостоятельный вид складского транспорта, предназначенный для решения специализированных задач.
Критерии выбора
Ровные полы складского помещения позволят легко скользить ричтраку по складу на своих маленьких колёсах. Пороги, стыки и ямы ограничат мобильность машины, к тому же станут фактором быстрого износа ходовой части.
Высота стеллажей от 3 до 13 метров не позволит работать малогабаритному вилочному погрузчику. Значит такую работу можно поручить штабелеукладчику.
Интенсивный грузооборот подразумевает оптимизацию рабочих процессов. Ричтрак способен разом увезти несколько гружённых поддонов, что ускоряет рабочий процесс.
Грузоподъёмность штабелеукладчика определяет массу грузов, с которыми он сможет работать.
Тип ричтрака по способу управления, сидячий VS стоячий, играет важную роль в степени комфорта рабочих условий для водителя, но вместе с этим определяет стоимость машины (сидячие дороже).
Мощность электродвигателя ставит вопрос о выносливости машины, а также о типе водительского удостоверения оператора (до 4кВт достаточно удостоверения водителя электрического погрузчика).
Ёмкость аккумуляторной установки определяет частоту зарядки АКБ. Чем больше объём накапливаемой энергии, тем реже придётся заряжать батарею.
Обзор моделей
Предлагаем вниманию ёмкий обзор моделей ричтраков, с основными техническими характеристиками. Это позволит вам оценить потенциал машин и более свободно ориентироваться при выборе, непосредственно перед покупкой.
Модель | CQD20-GB2S |
Производитель | HELI |
Тип управления | Сидя |
Грузоподъёмность (кг) | 2000 |
Высота подъёма груза на вилах (мм) | 4600-12500 |
Центр тяжести (мм) | 600 |
Внешний радиус поворота (мм) | 1751 |
Ход мачты (выдвижения) (мм) | 620 |
Размеры вил (ДхШхТ) (мм) | 40 x 122 x 1150 |
Расстояние между вил (мм) | 0~724 |
AST (мм) | 2810 |
Угол наклона вил | 2/4 |
Скорость выдвижения мачты (мм/с) | 110 |
Скорость подъёма вил (с грузом/без груза) (мм/с) | 350/550 |
Макс. скорость движения (с грузом/без груза) (км/ч) | 12/14 |
Макс. преодолеваемый подъем (с грузом/без груза), (%) | 10/15 |
Мощность двигателя передвижения/подъёма/управления (кВт) | 6,5/12,5/0,4 |
Шины (передние/задние) | 330 x 100/343 x 114 |
АКБ (мощность/ёмкость батареи) (В/Ач) | 48/560 |
Длина машины без вил (мм) | 1942 |
Ширина машины (мм) | 1143 |
Высота машины по ограждению (мм) | 2215 |
Расстояние от оси колёс до спинки вил (мм) | 383 |
Клиренс (мм) | 75 |
Колёсная база (мм) | 1515 |
Колея (мм) | 1143 |
Общий вес (включая АКБ) (кг) | 3560 |
Опции | Преселектор высоты + Видеокамера |
Сверхкомпактный ричтрак XILIN CQD16
Модель | CQD16 |
Производитель | XILIN |
Тип управления | Сидя |
Макс. высота подъёма (мм) | 9500 |
Расстояние до центра нагрузки (мм) | 600 |
Ведущее колесо (мм) | φ343 x135 |
Колесо вилки (мм) | φ285 х 110 |
Наклон мачты / вил вперёд–назад (°) | 2 / 4 |
Высота машины с опущенной мачтой (мм) | 3890 |
Высота машины с выдвинутой мачтой (мм) | 10500 |
Высота потолочного ограждения (мм) (кабина) | 2200 |
Высота сиденья (мм) | 1050 |
Высота дужек (мм) | 310 |
Полная длина машины (мм) | 2400 |
Длина машины до торца вил (мм) | 1320 |
Общая ширина машины (мм) | 1260 |
Размеры вил (мм) | 35 х 100 х 1070 |
Ширина поддонов 1000 х 1200 по ширине (мм) | 2750 |
Ширина поддонов 800 х 1200 по длине (мм) | 2810 |
Радиус поворота (мм) | 1640 |
Скорость движения (км/ч) | 12 |
Скорость подъёма с грузом / без груза (с) | 3,5 / 5,1 |
Скорость опускания с грузом / без груза (с) | 5,5 / 4,0 |
Напряжение аккумулятора, номинальная ёмкость (В/Ач) | 48 / 500 |
Вес батареи (кг) | 880 |
Размеры аккумулятора (мм) | 1220/344/727 |
Масса машины (кг) (с аккумулятором) | 3600 |
Модель | CQD18G |
Производитель | HELI |
Тип управления | Стоя |
Грузоподъёмность (кг) | 1800 |
Высота подъёма груза на вилах (мм) | 6500 |
Центр тяжести (мм) | 500 |
Внешний радиус поворота (мм) | 1775 |
Ход мачты (выдвижения) (мм) | 635 |
Размеры вил (ДхШхТ) (мм) | 35 x 100 x 920 |
AST (размеры паллеты 1000*1000 мм) (мм) | 2855 |
Скорость подъёма вил (с грузом/без груза) (мм/с) | 300/500 |
Максимальная скорость движения (с грузом/без груза) (км/ч) | 10/10,5 |
Максимальный преодолеваемый подъем (с грузом/без груза) (%) | 10/15 |
Мощность двигателя движения (кВт) | 5 |
Мощность двигателя подъёма (кВт) | 10 |
Шины (передние/задние) | 254 x 114/330 x 114 |
АКБ (мощность/ёмкость батареи) (В/Ач) | 48/360 |
Длина машины с вилами (мм) | 1886 |
Ширина машины (мм) | 1090 |
Клиренс (мм) | 80 |
Общий вес (кг) | 2490 |
Ричтрак с двойными ножницами XILIN CQDH20C
Модель | CQDH20C (двойные ножницы) |
Производитель | XILIN |
Управление | Стоя |
Грузоподъёмность (кг) | 1600 |
Макс. высота подъёма (мм) | 9000 |
Расстояние до центра нагрузки (мм) | 600 |
Наклон мачты вперёд/назад (°) | 2/5 |
Высота минимальная (мм) | 2365 |
Размеры вил | 40 x 100 x 1070 |
Клиренс (мм) | 40 |
Ширина прохода с поддоном 1000 х 1200 крест-накрест (мм) | 3609 |
Ширина прохода с поддоном 800 х 1200 по длине (мм) | 3667 |
Радиус поворота (мм) | 2145 |
Скорость движения с грузом/без груза (км/ч) | 10,5 / 11 |
Скорость подъёма с грузом без груза (мм/с) | 0,29 / 0,29 |
Скорость опускания с грузом/без груза (мм/с) | 0,45 / 0,45 |
Напряжение аккумулятора, номинальная ёмкость (В/Ач) | (36/1000) |
Вес батареи (кг) | 1200 |
Размеры батареи (мм) | 978x537x765 |
Размер передних шин (мм) | 343 x 140 160 x 60 x 2 |
Размер задних шин (мм) | 125 x 82 x 4 |
Общая ширина машины (мм) | 1352 |
Полная длина машина (мм) | 3250 |
Длина до торца вил (мм) | 2180 |
Масса машины (с аккумулятором) (кг) | 5800 |
Модель | CQD20-GB2S |
Производитель | HELI |
Тип управления | Сидя |
Грузоподъёмность (кг) | 2000 |
Высота подъёма груза на вилах (мм) | 12500 |
Центр тяжести (мм) | 600 |
Внешний радиус поворота (мм) | 1751 |
Ход мачты (выдвижения) (мм) | 620 |
Размеры вил (ДхШхТ) (мм) | 40x122x1150 |
Расстояние между вил (мм) | 0~724 |
Угол наклона вил (°) | 2/4 |
Скорость выдвижения мачты (мм/с) | 110 |
Скорость подъёма вил (с грузом/без груза) (мм/с) | 350/550 |
Максимальная скорость движения (с грузом/без груза) (км/ч) | 12/14 |
Максимальный преодолеваемый подъем (с грузом/без груза) (°) | 10/15 |
Мощность двигателя передвижения/подъёма/управления (кВт) | 6,5/12,5/0,4 |
Шины (передние/задние) | 330 x 100/343 x 114 |
АКБ (мощность/ёмкость батареи) (В/Ач) | 48/560 |
Длина машины без вил (мм) | 1942 |
Ширина машины (мм) | 1143 |
Высота машины по ограждению (мм) | 2215 |
Расстояние от оси колёс до спинки вил (мм) | 383 |
Клиренс (мм) | 75 |
Колёсная база (мм) | 1515 |
Колея (мм) | 1143 |
Общий вес (включая АКБ) (кг) | 3560 |
Опции | Преселектор высоты + Видеокамер |
Сверхпроходимый поворотный ричтрак XILIN OPTS15
Модель | 0PTS15 |
Производитель | XILIN |
Способ управления | Сидячий |
Грузоподъёмность (кг) | 1500 |
Общая высота подъёма (мм) | 10020 |
Макс. высота подъёма (мм) | 10300 ± 20 |
Расстояние между центром вращения вил и передним свесом (мм) | 650 |
Расстояние до центра нагрузки (мм) | 600 |
Расстояние под нагрузкой, от центра ведущего моста до вилки (мм) | 500 ± 10 |
Колёсная база (мм) | 1928 ± 20 |
Расстояние от ведущего колеса до заднего (мм) | 280 |
Нагрузка на ось, гружёный передний / задний (кг) | 8090/2215 |
Нагрузка на ось, порожняя передняя / задняя (кг) | 5280/3495 |
Размер шин перед | 380 x 192 |
Размер шин зад | 400 x 160 |
Колеса, количество передних / задних колёс (x = ведомое колесо) | 2 / 1x |
Ширина гусеницы, передняя (мм) | 1362 ± 10 |
Пониженная высота мачты (мачта дуплексная) (мм) | 5498 ± 20 |
Высота подъёма (мм) | 8280 |
Общая высота (выдвинутая мачта) (мм) | 10450 ± 20 |
Высота защитного ограждения (кабины) (мм) | 2064 ± 20 |
Высота сидения (мм) | 440 ± 10 |
Вспомогательная высота подъёма (мм) | 1740 |
Размеры вил (мм) | 40 х 120 х 950 |
Вилочная каретка ISO2328, класс / тип А, B | 2 / В |
Вылет боковой (мм) | 1320 ± 20 |
Дорожный просвет с грузом под мачтой (мм) | 80 |
Дорожный просвет, центр колёсной базы (мм) | 80 |
Ширина прохода поддона 800x1200 (мм) | 1650 |
Ширина прохода поддона 1000x1200 (мм) | 1650 |
Радиус поворота (мм) | 2280 ± 20 |
Расстояние от передней оси до поворота вилки (мм) | 1150 |
Ширина поддона (мм) | 1200 |
Длина поддона (мм) | 1000 |
Высота салона кабины (мм) | 2110 ± 20 |
Габаритная ширина кабины (мм) | 1430 ± 10 |
Ширина поворотной тележки (мм) | 1400 |
Ширина консоли (мм) | 175 |
Расстояние от оси вращения вил до вилочной каретки (мм) | 150 |
Скорость движения с грузом/без груза (км/ч) | 8,5 / 8,5 |
Скорость подъёма с грузом/без груза (мм/с) | 180/200 |
Скорость опускания с грузом/без груза (мм/с) | 260/240 |
Разгонная скорость с грузом/без груза (мм/с) | 190/200 |
Рабочий тормоз | Регенеративный |
Стояночный тормоз | Электромагнитный |
Напряжение аккумулятора и номинальная ёмкость (В/Ач) | 80/560 |
Вес батареи | 1480 |
Общая длина машины (мм) (без нагрузки) | 3805 ± 20 |
Длина до торца вил (мм) | 3510 ± 20 |
Общая ширина (мм) | 1210/1555 |
Масса машины (кг) (с аккумулятором) | 8805 |
Представленные в обзоре ричтраки изготавливаются в Китае. Компания Anhui Heli Machinery Imp. & Exp. является крупнейшим производителем вилочных погрузчиков и штабелёров в КНР и 7-м в мире. Продаёт технику под брендом HELI в 150 странах Африки, Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Компания Ningbo Ruyi Joint Stock Co., Ltd – ведущий китайский производитель подъёмно-транспортного и складского оборудования КНР под маркой XILIN. Продаёт продукцию в 145 странах. Ричтраки обоих изготовителей отличаются высоким качеством и ничем не уступают аналогам из США, ЕС, Южной Кореи и Японии. Правда стоимость китайских штабелеукладчиков существенно меньше, чем у конкурентов из развитых стран. Это в свою очередь сокращает срок возврата инвестиций в технику.
Заключение
Ричтрак – один из главных видов грузоподъёмного оборудования в складском хозяйстве. Юркие и грузоподъёмные самоходные машины способны брать паллеты с 13-метровой высоты, спрятанные в глубину третьего ряда, и быстро их перевозить по территории. Поэтому использование штабелеукладчиков в бизнесе оптимизирует логистику и повышает скорость погрузочно-разгрузочных работ предприятия. Выбрать ричтрак несложно, достаточно придерживаться основных критериев поиска в части: грузоподъёмности, высоты подъёма, мощности двигателя, ёмкости АКБ и качества покрытия пола на складе.