Асфальтоукладчики китайского производства – достойная альтернатива немецким, американским и японским моделям
Новый ровный асфальт – мечта любого автомобилиста и каждого мэра города. Сбывается мечта благодаря такому виду техники, как асфальтоукладчик. Чаще это самоходная дорожно-строительная машина, реже – прицепная установка. С её помощью выполняют сразу несколько операций: укладку, распределение, предварительное уплотнение и выравнивание асфальтобетонной смеси (АБС). Современные модели отличаются высокой скоростью дорожно-строительных работ, что положительно отражается на себестоимости строительства; а также хорошим качеством покрытия, которое отвечает государственным стандартам толщины и прочности.
Устройство и принцип действия
Асфальтоукладчик – это дорожно-строительная техника для создания асфальтобетонного покрытия на дорогах, автостоянках, взлётно-посадочных полосах и других местах, где требуется жёсткая поверхность. Впервые машина данного типа появилась в 1930-х гг в США. Разработчиками выступили инженеры компании Barber Greene. Тогда это был самоходный паровой агрегат с ж/д шасси для передвижения по специальным рельсам. Первым объектом для укладки асфальтового полотна стала площадка перед офисом компании «Барбер-Грин». Презентация работы прошла настолько успешно, что предприятий получило большое количество заказов.
За прошедшие почти 90 лет технику заметно усовершенствовали. Несущую раму оснастили гусеничным и колёсным шасси. Рабочее место машиниста оборудовали эргономичными органами управления. Поставили практичные трамбующие плиты. Внедрили системы контроля и автоматизации. Но вместе с этим принцип действия почти не изменился. Выпускают асфальтоукладчики сегодня во многих странах мира. Среди популярных брендов: Vögele и Bomag (Германия), Volvo (Швеция), Sumitomo, Hanta и Niigata (Япония), Caterpillar и Terex (США), XCMG, ZOOMLION, SANY и SINOMACH (Китай).
Каждая современная машина, независимо от производителя, скомпонована из 7 основных узлов и компонентов:
1. Шасси – рама, подвеска, механизм натяжения гусениц, система смазки, приводные колёса, опорные катки, звёздочки, гусеницы и башмаки. Двигаться машину в нужном направлении заставляет приводное колесо (зубчатое). Башмаки, мягкие резиновые или жёсткие полиуретановые, обеспечивают крайне высокую степень сцепления и деликатное воздействие на свежий асфальт. (Помимо гусеничных, существуют колёсные версии шасси).
2. Двигатель – дизельная или газобензиновая силовая установки, мощностью 50–250 л.с., в зависимости от габаритов и производительности машины. Всё чаще на рынке встречаются модели с гибридными и электрическими двигателями (например, электроаккумуляторные гусеничные укладчики VÖGELE MINI 500e и колёсные укладчики MINI 502e от WIRTGEN GROUP).
3. Кабина – место машиниста со смещённым креслом для управления движением и контроля процессами укладки асфальтового покрытия. Конструкция кабины открытого типа – с тентом и без стёкол. Находится она на верхней части асфальтоукладчика, обеспечивая хороший обзор на рабочие участки. Навесные мостики для дополнительного наблюдения располагаются по обеим сторонам и сзади. Оснащена регулируемыми сиденьем, рулевым колесом, педалями, рычагами, джойстиками и другими органами управления. Есть панель с переключателями и приборами (всё чаще жидкокристаллическая). Может быть оборудована беспроводной связью: рация, Wi-Fi, Bluetooth или сети 4G, – для общения машиниста с другими сотрудниками на дорожно-строительном участке.
4. Приёмный бункер – открытый контейнер из листовой стали в котором хранится горячая асфальтобетонная смесь перед укладкой. Расположен в передней части машины. Его конструкция может быть горизонтальной или вертикальной. Боковые стенки складные. Загружается бункер из самосвала. Он оборудован регулируемой заслонкой для ограничения подачи и продольным скребковым питателем для перемещения асфальта на следующий этап процесса – мощение.
5. Распределитель – орган для укладки асфальта на дорожную поверхность.
По типу конструкции может быть:
- плужным;
- лопастным;
- шнековым.
Последний получил наиболее широкое распространение. Размещён в машине сзади поперечно. Состоит из левой и правой секций, которые управляются раздельно. Изготовлен из трубчатого стального вала и приваренных к нему спиралей.
6. Рабочие органы – комплекс инструментов для формирования слоя заданной толщины, предварительного уплотнения и отделки поверхности покрытия. Состоит такой комплекс из отражательного и бокового щитов, трамбующего бруса и выглаживающей плиты с подогревом.
7. Гидросистема – сочетание цилиндров и магистралей для: подъёма и опускания рабочих органов, боковин и заслонок бункера; стабилизации положения выглаживающей плиты при движении машины по неровным основаниям; управления муфтами хода и муфтами шнеков, питателями и приводом трамбующего бруса.
Принцип действия асфальтоукладчика
Функции всех асфальтоукладчиков достаточно схожи, а принцип действия заключаются в следующем:
- Асфальтобетонная смесь загружается из самосвала в приёмный бункер.
- С помощью питателей горячая АБС перемещается из бункера к распределителю.
- Распределитель равномерно выкладывает АБС шнеком по ширине участка дороги.
- Трамбующий брус опускается и выравнивает свежий асфальт по заданной толщине.
- Выглаживающая плита с помощью вибрационных узлов создаёт прочное покрытие.
Принцип действия может незначительно различаться в зависимости от механизмов модели и производителя асфальтоукладчика, а также от требуемых спецификаций и условий дорожного строительства.
Виды асфальтоукладчиков
Рынок предлагает развёрнутый ассортимент дорожно-строительной техники для укладки асфальтобетонных смесей. Между собой машины различаются мощностью, габаритами, ходовой частью, типом привода и другими характеристиками. В каталогах производителей и дилеров модели классифицируются следующим образом:
По производительности
Малый класс (в т.ч. мини) – компактная манёвренная техника для ремонтно-строительных работ небольшого объёма, например, латание ям, укладка тротуаров или велодорожек. Отличается удобством доставки на объект в черте города: на прицепе или на платформе эвакуатора. Вес машин 1,5–6 тонн. Производительность 4,5–100 т/ч. Ширина прохода 1−3 метра. (Ручные модели в этой статье рассматривать не будем, только самоходные с двигателем).
Средний класс – универсальная техника для решения широкого спектра дорожно-строительных задач. Применяется в латании ям и отдельных участков, а также в укладке дорог регионального назначения. Отличается высокой скоростью работы. Вес машин 6000–10000 кг. Производительность 200–700 т/ч. Ширина прохода 2000–5000 мм.
Тяжёлый класс – крупногабаритные и высокопроизводительные машины для решения дорожно-строительных задач повышенной сложности. Оснащаются объёмными бункерами и мощными двигателями. Задействуются в работе на многополосных шоссе и автомагистралях, взлётно-посадочных полосах, площадях и т.п. Масса техники от 10000 кг. Производительность 700–950 т/ч. Ширина прохода 3000–12000 мм.
По типу ходовой части
Колёсные асфальтоукладчики оснащены цельнолитыми шинами для лучшей манёвренности и более высокой скорости (до 20 км/ч). Такой тип шасси в основном применяется на машинах малого и, реже, среднего классов. Количество осей 3–4. Колёсные модели могут укладывать полотно небольшой ширины.
Гусеничные асфальтоукладчики оснащены гусеничными цепями с резиновыми или полиуретановыми башмаками на траках. Данный вид шасси в основном используется на машинах среднего и тяжёлого классов. Такая техника способна выкладывать полотна значительной ширины.
По ширине укладки
У каждого класса асфальтоукладчика есть своя подкатегория, которая более точно определяет ширину мощения полотна для конкретной модели:
- 1,0–3,0 м.
- 2,0–4,5 м.
- 2,5–7,5 м.
- 3,0–9,0 м.
- 3,0–12,0 м.
Такое разнообразие помогает максимально удовлетворить запросы потребителей и охватить все ниши классов и типов техники.
По типу двигателя:
Дизельные. Модели, оснащённые мощными дизельными двигателями с высоким крутящим моментом, способны работать в тяжёлых условиях.
Газобензиновые. Такие машины в основном относятся к малому классу асфальтоукладчиков. Работают на бензине и газе в черте города и в парках.
Электрические. Машины пока ещё не получили масштабного распространения, но рынок уже предлагает модели малого и среднего классов на электротяге.
Гибридные. Работают на дизельно-электрической силовой установке. Подобная комбинация повышает эффективность расходов и снижает выбросы вредных веществ.
Обзор китайских моделей
Для наглядности предлагаем небольшой обзор китайских асфальтоукладчиков с кратким описанием и основными характеристиками.
XCMG RP753
XCMG RP753 – модель гусеничного асфальтоукладчика. Класс средний. Двигатель SC7H190 с наддувом и водяным промежуточным охлаждением компании Shangchai (или Dalian Deutz BF6M2012) развивает 188 л.с. и экономно потребляет топливо 205 г/кВт·ч. Бункерный питатель, распределитель (шнек с лопатками), выглаживающая плита, а также левое и правое устройства дозирования материала, – изготовлены из легированной стали. Автоматизированная система горизонтального выравнивания отвечает за ровность уложенного покрытия. Есть микрокомпьютерное управление, технология автоматического контроля постоянной скорости для равномерного мощения.
Модель | XCMG RP753 |
Производительность (т/ч) | 400–600 |
Двигатель | Shangchai SC7H190 |
Мощность (кВт/л.с.) | 140/188 |
Тип шасси | Гусеничный |
Место происхождения | Xuzhou, Jiangsu, China |
Ширина укладки (мм) | 250–750 |
Макс. толщина (мм) | 350 |
Габаритные размеры (мм) (ДхШхВ) | 6545 х 2880 х 4000 |
Вес (кг) | 18700~25000 |
SANY SAP60C-8
Модель SANY SAP60C-8, это средний класс высокопроизводительного асфальтоукладчика. Способен мостить дороги шириной до 6 метров со скоростью работы до 450 тонн в час. Это делает его идеальным для использования даже на крупных строительных объектах. Оснащён современной системой управления и мониторинга. Оператор может контролировать процесс укладки асфальта и отслеживать все необходимые параметры, такие как толщина слоя и скорость мощения. Автоматическое управление двигателем позволяет снизить расход топлива и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
Все основные узлы и детали доступны для быстрого и удобного обслуживания, что сокращает время простоя и обеспечивает непрерывную работу. Рабочие инструменты изготовлены из прочной износостойкой стали, что снижает затраты владельца на ремонт и обслуживание. Машина и её системы рассчитаны на непрерывную работу 24 часа в сутки при полной нагрузке и температуре окружающего воздуха до +50 C°.
Модель | SANY SAP60C-8 |
Производительность (т/ч) | 450 |
Двигатель | Dongfeng Cummins QSB4.5-C130 |
Тип двигателя | Дизель |
Мощность двигателя (кВт/л.с.) | 97/130 |
Ширина укладки (мм) | 3700–6000 |
Толщина укладки (мм) | 250 |
Скорость укладки (м/мин) | 1,5–20 |
Ёмкость бункера (м³) | 6 |
Габаритные размеры (мм) (ДхШхВ) | 6320 х 3246 х 3750 |
SINOMACH GYA9000
Модель GYA9000 – тяжёлый класс асфальтоукладчиков, широко используемый при строительстве автомагистралей, региональных и провинциальных дорог, городских улиц и площадей. Машина укомплектована американским двигателем (Cummins EFI), немецкими узлами трансмиссии и редукторами (ZF Friedrichshafen AG), польскими гидравлическими насосами и клапанами (HSW). Дизельный мотор обладает высокой мощностью и превосходной надёжностью; отличается безотказным запуском и достойной тягой в горах (1000–2000 над уровнем моря). Поэтому машина одинаково хорошо подходит для всех видов сложных условий труда: на серпантинах высокогорья или в низинах.
Модель | GYA9000 Sinomach |
Двигатель | CUMMINS QSB |
Номинальная мощность (кВт) | 194 |
Базовая ширина укладки (мм) | 2500 |
Макс. ширина укладки (мм) | 9000 |
Макс. толщина покрытия (мм) | 450 |
Тип шасси | Гусеничный |
Скорость движения (км/ч) | 3.6 |
Скорость укладки (м/мин) | 20 |
Грузоподъёмность бункера (т) | 16 |
Габаритные размеры (мм) (Д×Ш×В) | 6720 х 2540 х 3887 |
Общий вес (кг) | 26500 |
ZHENJIANG APE90
ZHENJIANG APE90 – модель асфальтоукладчика тяжёлого класса для крупномасштабных работ по укладке дорожного покрытия. Машина разработана в концепции: производительность + рентабельность. Отличается широким спектром инструментов из высокопрочных материалов для мощения горячего асфальта и сухого тонкого бетона, цементных и градуированных минеральных смесей.
Оснащается цифровой системой управления. Машинист может контролировать состояние и поведение выглаживающей плиты через монитор. Бортовая функция диагностики помогает проверять состояние нагревательных элементов и определять, требуется ли им замена. Электрические соединения и точки обслуживания находятся в пределах свободной досягаемости, что облегчает ежедневный осмотр и сервисные работы.
Модель | APE90 |
Производительность (т/ч) | 700 |
Рабочая ширина прохода (мм) | 3000-9000 |
Максимальная толщина слоя (мм) | 320 |
Скорость мощения (м/мин) | 0–16 |
Скорость движения (км/ч) | 0–2,4 |
Тип привода | Гидравлический |
Тип шасси | Гусеничный |
Номинальная мощность двигателя (кВт) | 140 |
Грузоподъёмность бункера (кг) | 16000 |
Преодолеваемый подъём (%) | 20 |
Диаметр шнека (мм) | 400 |
Габаритные размеры (мм) | 7048 х 3182 х 4030 |
Вес (кг) | 25000-29500 |
ZOOMLION SUPER130
Модель ZOOMLION SUPER130 – это производительная машина шоссейного класса. Обеспечивает высокое качество мощения дорог, мостов, взлётно-посадочных полос, туннелей и т.п. Конструкция машины отличается прочным рабочими инструментами, надёжной ходовой, комфортной кабиной машиниста и распространённой моделью дизельного двигателя Caterpillar (США) серии C7 ACERT*. При разработке этой машины, основное внимание инженерами уделялось требованиям дорожных строителей, которые хотели бы упростить эксплуатацию данного вида техники.
*CAT C7 ACERT – промышленный 6-цилиндровый, рядный, 4-тактный двигатель с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, электронным блоком управления (ADEM™ A4), топливной системой HEUI™, высокой эффективностью масляных фильтров, более лёгкой конструкцией блока цилиндров, разъёмными шатунами.
Особенности модели ZOOMLION SUPER130:
- Длинный бункер с большой вместимостью;
- Автоматическая память и функция самообучения;
- Большой топливный бак, рассчитанный на 12-часовую непрерывную работу;
- Функция автоматического запроса данных и удалённого мониторинга данных;
- Низкий расход топлива и шум, энергосбережение и защита окружающей среды;
- Система обогрева ветрозащитной конструкции, обеспечивающая быстрый и равномерный нагрев;
- Уникальная конструкция, препятствующая сегрегации, предотвращающая сегрегацию на широком участке ремонта;
- Несколько автоматических режимов укладки, включая режимы энергосбережения, тонкое покрытие, покрытие средней толщины и толстое покрытие.
Модель | ZOOMLION SUPER130 |
Производительность (т/ч) | 900 |
Базовая ширина укладки (мм) | 2500 |
Макс. ширина укладки (мм) | 13000 |
Макс. толщина дорожного покрытия (мм) | 350 |
Тип шасси | Гусеничный |
Двигатель | CATERPILLAR C7 ACERT |
Мощность двигателя (кВт) | 186 |
Рабочая скорость (м/мин) | 0–16 |
Макс. скорость движения (км/ч) | 3 |
Грузоподъёмность бункера (кг) | 15000 |
Регулировка развала (%) | -1 / +3 |
Система подогрева | На пропане |
Компактность уплотнения (%) | ≥90 |
Габаритные размеры (мм) (Д×Ш×В) | 6595 x 2760 x 3770 |
Вес машины (кг) | 22500–32500 |
Это только некоторые из производителей асфальтоукладчиков в Китае. Рынок строительной техники в КНР довольно конкурентен, поэтому существуют и другие компании, которые также предлагают качественные линейные дорожно-строительные машины. Например, YTO и LiuGong.
Почему асфальтоукладчики китайского производства не хуже американских, немецких и японских моделей?
Асфальтоукладчики китайского производства от именитых брендов, таких как: SINOMACH, ZHENJIANG, ZOOMLION, XCMG и SANY, – не хуже американских, немецких и японских моделей по ряду причинам.
Во-первых, китайцы инвестируют большие средства в развитие и совершенствование своей промышленности. Современная технология производства постоянно улучшается, поэтому техника отличается передовыми функциями и возможностями, сопоставимыми с моделями Vögele, Bomag, Volvo, Hanta, Niigata, Caterpillar и Terex.
Во-вторых, китайская школа машиностроения наращивает свои усилия в создании качественных материалов для выпускаемой продукции. Всё чаще можно говорить о применении в конструкциях долговечных и высокопрочных сталей, выносливых и мощных двигателей, качественных шин и резинотехнических изделий, инновационной электроники и других компонентов, которые способны выдерживать тяжёлые рабочие нагрузки и обеспечивать длительный срок службы.
В-третьих, китайские производители предлагают свою продукцию по более низким ценам, чем американские, немецкие и японские машиностроители. Это связано с небольшими трудовыми затратами и крупными масштабами производства. В свою очередь идеальное соотношение – доступная стоимость + достойное качество – привлекает клиентов со всех уголков мира, заинтересованных в экономии денег, как при покупке асфальтоукладчика, так и другой спецтехники.
В-четвёртых, мировые бренды спецтехники, среди которых Bomag, Volvo, Hanta, Niigata, Caterpillar и Terex, давно локализовали свои производственные площадки в Китае (полностью или частично) и тесно сотрудничают с машиностроителями из КНР. Участвуют в контроле качества и развивают мировые дилерские сети. Например, Terex и Sinomach совместно выпускают автокраны и отправляют их в 130 стран. А ещё Sinomach является партнёром таких компаний с мировым именем, как Hyundai Corporation, Komatsu, Martec, – имеет совместные с ними производства и пользуется передовыми технологиями партнёров.
Конечно, стоит отметить и тот факт, что качество китайских асфальтоукладчиков может различаться в зависимости от конкретного производителя и конструкционных материалов. Поэтому важно проверять незнакомый бред и оценивать репутацию компании, прежде чем принять решение о покупке.
Заключение
Строительство дорог в нашей стране – Транспортная стратегия РФ на период до 2035 года. А поскольку США, ЕС, Япония и Южная Корея ввели запрет экспорта спецтехники в РФ, то выполнять поставленную задачу можно с помощью машин из КНР. Тем более асфальтоукладчики китайского производства достойно конкурируют с немецкими, американскими и японскими моделями. Служат долго, а стоят дешевле.
Цитата: «Китай обладает полным спектром той дорожно-строительной техники, которая требуется для строительства в РФ» (Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко в интервью ТАСС).