Дорожные катки – назначение, виды, обзор 5 китайский моделей
Инженерно-транспортная машина для уплотнения грунтов, гравийных оснований и дорожных покрытий называется дорожным катком. Работает по принципу укатывания материала за счёт своей массы. Создаёт прочное и ровное основание, повышает устойчивость земляного полотна. Уменьшает вероятность усадки, возникновения ям и трещин в асфальте или бетоне. Без этих машин не обходится строительство дорог и уплотнение насыпей под фундаменты. Поэтому в настоящее время рынок спецтехники предлагает развёрнутый ассортимент дорожных катков различных видов и разных габаритов, для тротуаров и шоссе. Дале расскажем о классификации этих машин и сделаем краткий обзор 5 моделей популярных китайских брендов
Виды дорожных катков
Рынок спецтехники представлен развёрнутым ассортиментом дорожных катков от разных брендов с различными характеристиками. При этом многообразие данного вида техники обусловлено потребностями только строительной отрасли. Сегодня у неё неоднородные задачи, которые можно эффективно решать с помощью этих специальных машин. Вместе с этим идёт развитие технологий и появление инновационных материалов. Рождаются свежие конструкторские идеи, которые стимулируют расширение модельных линеек дорожных катков. Новые модификации машин способны более точно и быстро справляться с теми или иными покрытиями в различных условиях.
Классификация
В каталогах производителей и дилеров дорожные катки подразделяются на несколько классов. Чаще всего машины классифицируются по техническим параметрам и конструкционным особенностям.
По массе:
- Лёгкие. Машины массой до 6 тонн с распределённой нагрузкой до 40 кН/м, мощностью до 20 кВт
- Средние. Техника массой 6–10 т с распределённой нагрузкой 40–60 кН/м, мощностью 25–30 кВт
- Тяжёлые. Катки массой свыше 10 т с распределённой нагрузкой более 60 кН/м, от 30 кВт
По типу вальцов:
- Гладкие. Для укатывания асфальтового покрытия
- Кулачковые. Для уплотнения грунта, щебня и других материалов
- Решетчатые. Для уплотнения крупнозернистых почв и выветрившихся пород
- Пневмоколёсные. Для деликатного уплотнения асфальта, глинистых оснований и прочих природных грунтов с высоким содержанием связующих веществ
По способу уплотнения:
- Динамические (вибрационные)
- Статические
По количеству вальцов:
- Одновальцовые
- Двухвальцовые
- Трёхвальцовые
Пневмоколёсные машины обычно оснащаются количеством колёс от 7 до 11 шт. (3 спереди, 4 сзади). Шины у них прочные, тяжёлые, с гладким протектором. А решётчатые модификации катков оборудуются вальцами, у которых вместо цельностальной оболочки установлена прочная сетка, иногда в виде стальных сот.
Подробнее о динамических модификациях
Вибрационные машины оснащаются приводами трамбовки, который состоит из одного или двух эксцентриковых валов. Вызываемые вибрации помогают улучшить процесс уплотнения за счёт более эффективного удаления воздушных пустот в песке или отсеве. Преимущества использования вибрационных катков включают повышенную результативность уплотнения, улучшенную однородность и снижение риска сегрегации материала. Они особенно полезны для связных грунтов и сыпучих материалов.
Правда, сильные вибрации приводят к увеличению расхода топлива, что делает их неэкономичными для маленьких проектов. А, при неправильном использовании, вибрационные катки могут легко повредить соседние поверхности и вызвать трещины на близлежащих конструкциях. Для получения максимальной пользы от этих машин необходимо тщательно учитывать тип почвы и проводить соответствующую подготовку.
Подробнее о статических модификациях
Статические катки, в отличие от вибрационных, применяются для укатывания асфальта под действием собственного веса. Чаще всего эти машины задействуются в проектах, где лишняя вибрация может привести к повреждению или в ней нет необходимости, например при уплотнении глины.
К преимуществам статических дорожных катков относятся:
- простота рабочих инструментов;
- меньшие требования к техническому обслуживанию;
- сниженный расход топлива по сравнению с вибрационными аналогами.
При этом машины без привода трамбовки также эффективны для достижения высокой плотности уплотнения и, как правило, более рентабельны для определённых типов строительных проектов.
Ключевые компоненты дорожных катков
Узнать дорожный каток среди многообразия современной спецтехники очень просто, ведь его внешний вид почти не менялся десятилетиями. Можно даже сказать, что он остался чем-то очень близким к прототипу, который появился в середине XIX века. Поэтому нет такого человека, который бы не встречал дорожный каток в своей жизни и не смог бы его распознать по большим стальным барабанам вместо колёс.
Первый каток появился в Англии в 1866 году на производственной площадке известной на тот момент компании Aveling & Porter. Его трамбовочный ролик располагался сзади, паровой двигатель развивал мощность 12 лошадиных сил, а весил он 20 тонн.
Узнаваем этот вид техники, в первую очередь, за счёт ключевых компонентов. Добавились в конструкцию и современные системы, которые делают эти машины более эффективными в своей роли. Вот основные из них:
1. Валец
Тяжёлый барабан – рабочий орган дорожного катка, иногда полностью заменяющий колёса. Как упоминалось ранее, он бывает различных конструкций в зависимости от типа машины. Гладкие вальцы идеально подходят для уплотнения асфальта, а кулачковые превосходно уплотняют вязкий грунт. Вес и вибрация вальцов тщательно откалиброваны для достижения желаемого уровня уплотнения.
2. Двигатель
Дорожные катки оснащаются надёжными дизельными или газовыми двигателями, которые обеспечивают необходимую мощность для движения тяжёлой машины. Моторы рассчитаны на долговечность и эффективность, гарантируя, что техника сможет справиться с тяжёлой работой и требованиями строительных площадок.
3. Вибрационный механизм
Вибрационный механизм состоит из дебалансных валов с эксцентриковыми грузами, которые вращаются, в результате чего на валец передаются крутильные колебания (осцилляции) и круговые колебания. Создаваемые вибрации помогают равномерно выполнять уплотнение.
4. Система рулевого управления
Большинство современных дорожных катков оснащены усовершенствованными системами рулевого управления, обеспечивающими ювелирную манёвренность. Преимущество высокой точности особенно важно при движении машины по узким строительным площадкам или при работе со сложными дорожными конструкциями.
5. Тормозная система
Тормозная система необходима для контроля движения на строительной площадке. Она отвечает за замедление катка и/или его полную остановку. Существуют различные типы тормозных систем, как правило, сейчас это тягово-тормозное устройство с однолопастным гидроцилиндром.
6. Системы контроля и безопасности
Дорожные катки оснащены различными функциями безопасности, такими как каркасы ROPS (конструкция защиты от опрокидывания) и FOPS (конструкция защиты от падающих предметов) для защиты оператора в случае аварий. Системы контроля качества уплотняемых дорожно-строительных материалов следят за прочностью, плотностью, влажностью и толщиной покрытия.
7. Кабина оператора
Кабина оператора может быть закрытой и открытой. Как правило, она спроектирована с учётом комфорта, обзора и снижения уровня шума, обеспечивая более безопасную и продуктивную рабочую среду. Кресло водителя и рулевая колонка регулируются, чтобы обеспечить максимальную эргономичность управления.
Особенности конструкции
В основе дорожных катков – прочная рама. Она может быть цельной или шарнирно-сочленённой, состоящей из полурам. На раме крепятся элементы размещения кабины и топливного бака, а также силовой установки и колёсного привода. Чаще всего одна модель рамы максимально унифицирована, поскольку используется для производства нескольких модификаций катков.
Управление катками может быть как ручным, так и автоматизированным. Многие современные дорожные катки оснащены специальными системами контроля плотности уплотнения и другими технологиями. Инновационные решения позволяют автоматически регулировать давление и скорость вращения валов для достижения оптимальных результатов.
В большинстве своём дорожные катки оснащены форсунками орошения (смазывания) вальцов. Вода или смесь воды с керосином (1:1) подаётся на поверхность барабана из бортовых спринклерных баков, чтобы предотвратить прилипание горячего асфальта. Основные элементы системы включают бак, насос, трубки, форсунки.
На некоторых машинах в барабанах есть герметичные полости, чтобы их можно было наполнять водой для увеличения веса. Делается это непосредственно на рабочем участке, ведь пустую машину легче и дешевле транспортировать между строительными площадками.
Гидравлические трансмиссии обеспечивают гибкость конструкции, в то время как в ранних моделях использовался прямой механический привод. Современная гидравлика:
- уменьшает количество движущихся частей, подверженных загрязнению;
- позволяет приводить барабан в движение, обеспечивая дополнительную тягу на уклонах.
На катках с пневматическими шинами корпус может быть балластирован как водой, так и песком, либо для дополнительного уплотнения применяются мешки с влажным отсевом.
Рынок дорожных катков в РФ
В России рынок дорожных катков существенно изменился с 2022 года. После ухода европейских, американских, японских и южнокорейских компаний более 89% заняли китайские машины. Из них 57% приходится на 4 ведущих производителя: XCMG, SANY, LIUGONG, SHANTUI. Растущим интересом пользуется техника SINOMACH. В свою очередь российские предприятия, такие как АО «Раскат» и OOO «Завод дорожных машин», занимают всего 11% рынка. Отечественная техника не может конкурировать с более технологичными машины из КНР.
Потребители дорожных катков в России представляют собой в основном государственные учреждения, строительные компании и обслуживающие организации. Важными факторами при выборе укатывающей машины остаются:
- производительность;
- эффективность;
- надёжность;
- стоимость.
По прогнозам экспертов, спрос на дорожные катки в ближайшие годы будет определяться поддержкой государства в рамках новых инфраструктурных проектов, а также потребностью в обслуживании и ремонте существующих дорожных покрытий. Здесь аналитики полагаются на реализацию масштабной президентской программы «Транспортная стратегия России до 2035 года».
Похожая статья: Асфальтоукладчики китайского производства – достойная альтернатива немецким, американским и японским моделям
Обзор катков из КНР
Для наглядности предлагаем небольшой обзор дорожных катков с кратким описанием и основными характеристиками. Все они выпускаются в КНР крупными машиностроительными предприятиями: SINOMACH, XCMG, YTO и SANY.
Ручной дорожный каток SINOMACH GYW802L
Вибрационный дорожный ручной каток SINOMACH GYW802L представляет собой компактное и манёвренное оборудование, предназначенное для уплотнения грунтовых и асфальтовых покрытий, таких как обочины, тротуары, площадки и т.п. Идеально подходит для использования на узких участках и в труднодоступных местах, где большие дорожные катки не могут быть использованы. Оснащён дизельным двигателем CHANGCHAI CF186F, что обеспечивает ему достаточную мощность и автономность для эффективной работы. Отличается простотой конструкции и лёгкостью в обслуживании, что делает его отличным выбором для небольших строительных объектов и ямочного ремонта дорог.
Модель | GYW802L |
Ширина вальца (мм) | 600 |
Статическое линейное давление (Н/см) | 62 |
Частота вибраций (Гц) | 48 |
Центробежная сила (кН) | 12 |
Скорость движения вперёд (км/ч) | 0 – 4 |
Скорость движения назад (км/ч) | 0 – 4 |
Дизельный двигатель | CHANGCHAI CF186F |
Номинальная мощность (кВт) | 5,7 |
Габаритные размеры (ДхШхВ) (мм) | 2400 х 880 х 1100 |
Эксплуатационная масса (кг) | 770 |
Мини-каток XCMG XMR403
Вибрационный 2-вальцовый мини-каток XCMG XMR403 – это компактное строительное оборудование, предназначенное для уплотнения грунта, щебня, асфальтовых покрытий и других материалов на малых строительных площадках. Оснащён дизельным двигателем СHANGFA ZN490Q, что делает его надёжным и удобным в эксплуатации. Модель обладает высокой производительностью и отличной манёвренностью, позволяя осуществлять укатывание даже в труднодоступных местах. Благодаря компактным размерам он легко транспортируется, делая перевозку между объектами очень удобной.
Модель | XMR403 |
Модель двигателя | СHANGFA ZN490Q |
Тип двигателя | Дизельный |
Число цилиндров | 4 |
Тип системы охлаждения | Водяное |
Мощность двигателя (л.с.) | 49 |
Объём топливного бака (л) | 80 |
Номинальная амплитуда колебаний, мм | 0,42 |
Частота вибрации (Гц) | 60 |
Ширина вальца (мм) | 1300 |
Максимальная скорость (км/ч) | 10 |
Транспортная скорость (км/ч) | 10 |
Габаритные размеры (ДхШхВ) (мм) | 2720 x 1416 x 2776 |
Эксплуатационная масса (кг) | 4100 |
Дорожный каток SINOMACH GYS102
Дорожный каток SINOMACH GYS102 представляет собой одновальцовый тип машины для уплотнения песчаного грунта, гравия, каменной насыпи, щебня и многих других несвязных материалов, а также слабосвязанных грунтов, асфальтовых покрытий на дорогах и строительных площадках. Отличается высокой производительностью и эффективностью, что позволяет быстро и качественно выполнять работы на различных объектах. Оснащён распространённым дизельным двигателем WEICHAI (WP4G110E221) и интуитивно понятным управлением, что делает его удобным в эксплуатации. Благодаря прочным материалам и долговечным компонентам конструкции дорожный каток SINOMACH GYS102 является отличным выбором для профессиональных строителей и дорожных предприятий.
Модель | GYS102 |
Ширина вальца (мм) | 1980 |
Статическое линейное давление (Н/см) | 257 |
Частота вибраций (Гц) | 30/35 |
Центробежная сила (кН) | 250/145 |
Скорость движения вперёд (км/ч) | 0 – 5,5 / 9 |
Скорость движения назад (км/ч) | 0 – 5,5 / 9 |
Дизельный двигатель | WEICHAI WP4G110E221 |
Номинальная мощность (кВт) | 82 |
Габаритные размеры (ДхШхВ) (мм) | 5450 х 2160 х 3010 |
Эксплуатационная масса (кг) | 10 000 |
Гидравлический двухвальцовый виброкаток YTO LTC214
Гидравлический двухвальцовый виброкаток YTO LTC214 разработан для максимально эффективного уплотнения песчано-щебёночных и асфальтобетонных покрытий на дорогах, строительных объектах и парковых зонах. Два вальца приводятся в действие при помощи гидравлики. Оба могут работать в динамическом режиме синхронно и по отдельности. Относительно компактные размеры машины и шарнирно-сочленённая рама обеспечивают отличную манёвренность, что позволяет производить работу в труднодоступных местах.
Мощный дизельный двигатель Cummins (6BT5.9) гарантирует высокую производительность и надёжную эксплуатацию на протяжении долгих лет. Откидная кабина упрощает ремонт и обслуживание силовой установки. Остекление обеспечивает комфортную работу оператора в любую погоду.
Особенности модели YTO LTC214:
- При производстве гидравлических вибрационных катков YTO изготовитель использует передовые международные технологии, высококачественные компоненты и сырье.
- Сверхмощный вибрационный каток обладает тяжёлой рабочей массой и большой центробежной силой.
- Машина оснащена дизельным двигателем высокого давления Cummins B-серии с достаточным запасом мощности, чтобы работать на участках свыше 2000 метров над уровнем моря.
- Стальная герметичная кабина с кондиционером, удобная и просторная. Комфортное сиденье и эргономичные рычаги управления облегчают работу.
- У машины полностью гидравлический привод, регулируемая частота и амплитуда, шарнирное рулевое управление с гидростатическим центром и запатентованный механизм крабового хода.
- Современный дизайн и масштабное остекление делают гидравлический виброкаток YTO LTC214 привлекательным внешне.
- Гидравлический насос и вибродвигатели американского производителя Sauer или немецкого Rexroth.
Все машины под брендом YTO производится в соответствии со стандартом ISO9001:2008.
Модель | LTC214 |
Нагрузка на переднюю ось (кг) | 7000 |
Нагрузка на заднюю ось (кг) | 7000 |
Статическая линейная нагрузка (Н/см) | 333 |
Ёмкость резервуара для воды (л) | 2 x 600 |
Ёмкость топливного бака (л) | 154 |
Ёмкость гидравлического бака (л) | 65 |
Амплитуда вибрации, высокая/низкая (мм) | 0,8 / 0,4 |
Частота вибрации, высокая/низкая (мм) | 40 / 46 |
Центробежная сила, высокая/низкая (мм) | 160 x 2 / 90 x 2 |
Транспортная скорость (км/ч) | 0–12 |
Радиус поворота (мм) | 7000 |
Преодолеваемый подъем (%) | 40 |
Угол поворота (°) | ±35 |
Диаметр вальца (мм) | 1350 |
Ширина вальца (мм) | 2100 |
Толщина обода барабана вальца (мм) | 20 |
Колёсная база (мм) | 3717 |
Дорожный просвет | 324 |
Тип двигателя | Дизельный |
Модель двигателя | Cummins 6BT5.9 |
Мощность двигателя (кВт) | 110 |
Крутящий момент (об/мин) | 2300 |
Габариты (ДхШхВ) (мм) | 5062 x 2250 x 3000 |
Эксплуатационная масса (кг) | 14 000 |
Каток пневмошинный SANY SPR160C-8
Каток SANY SPR160C-8 – это мощная тяжеловесная машина для уплотнения грунтовых поверхностей, асфальта и дорожных покрытий. Модель оснащается полным приводом и колёсами с пневматическими шинами, что обеспечивает более равномерное укатывание и уменьшает повреждение покрытия. Мощный двигатель DONGFENG CUMMINS гарантирует высокую производительность и надёжную эксплуатацию. Современная система управления и эргономичный интерьер позволяют снизить утомляемость оператора.
Особенности модели SANY SPR160C-8:
- Система автоматической смазки вальцов с пневматическим приводом предотвращает прилипание асфальта к шинам.
- Гидравлическое торможение автоматически включается при отказе двигателя или трансмиссии.
- Система бесступенчатого привода обеспечивает плавный пуск и остановку.
- Тормозной путь на 50% меньше, чем у аналогичного оборудования.
- Органы управления просты в освоении и эксплуатации.
- Давление в шинах регулируется из кабины.
Каток SANY SPR160C-8 подходит для использования на различных типах покрытий, что делает его универсальным инструментом для уплотнения разных поверхностей. Благодаря комбинации мощности, эффективности и надёжности модель стала популярным выбором среди строительных компаний и подрядчиков.
Модель | SPR160C-8 |
Двигатель | DONGFENG CUMMINS |
Модель двигателя | 4BTAA3.9-C125 |
Мощность двигателя (кВт/л.с.) | 93/126,44 |
Удельное давление на грунт (кПа) | 200–400 |
Ширина уплотнения (мм) | 2085 |
Ёмкость водяного бака (л) | 500 |
Ёмкость топливного бака (л) | 160 |
Гидравлический бак (л) | 100 |
Дорожный просвет (мм) | 350 |
Колёсная база (мм) | 3750 |
Минимальный радиус поворота (мм) | 8500 |
Габаритные рзмеры (ДхШхВ) (мм) | 5000 х 2085 х 3275 |
Эксплуатационная масса (кг) | 10 000 – 16 000 |
Заключение
В дорожном строительстве катки – ключевые машины, обеспечивающие структурную целостность и долговечность асфальтобетонных покрытий. Их роль незаменима – от уплотнения подушки для фундамента нового жилья до создания ровных и прочных магистралей. Это тяжеловесные гиганты продолжают развиваться, способствуя созданию современной инфраструктуры для будущего человечества.
Вы можете купить или заказать любой дорожный каток китайского производства в компании EURASIA GROUP. Поставляем технику малыми, средними и крупными партиями прямо с заводов КНР. Узнать условия доставки в РФ можно по бесплатному телефону 8 (800) 600-59-18 или через форму обратной связи в нижнем правом углу экрана.