Международные грузоперевозки в Евразийском экономическом союзе
Перевозка грузов между странами ЕАЭС осуществляется в основном с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Если требуется экстренная доставка небольшой партии товара или документов, то применяется авиатранспорт. Железную дорогу обычно используют для больших и объёмных грузов, например, природных ресурсов, стройматериалов и древесины. В остальном доставку осуществляют автомобилями, т.н., фурами. Они часто привлекаются для организации регулярных и нерегулярных отправок готовой продукции, сборных партий товаров и сырья. Что касается главного партнёра ЕАЭС – Китая, то здесь в настоящее время преобладает морской транспортный коридор.
Что такое ЕАЭС и кто в него входит?
ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – это международная организация на базе таможенного союза. Создана в 2015 году в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе между Россией, Беларусью и Казахстаном. Немногим позже в ЕАЭС вступили ещё 2 участника: Армения и Кыргызстан. Целью ЕАЭС является углубление экономического сотрудничества между участниками, создание единого экономического пространства и обеспечение условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Таблица 1. Страны участники ЕАЭС.
Флаг | Страна | Код страны по Межгосударственному классификатору (ИСО 3166) 004-97 | Членство в ЕАЭС |
Россия | RU/RUS | 01.01.2015 | |
Беларусь | BY/BLR | 01.01.2015 | |
Казахстан | KZ/KAZ | 01.01.2015 | |
Армения | AM/ARM | 02.01.2015 | |
Кыргызстан | KG/KGZ | 12.08.2015 |
Таблица 2. Страны партнёры ЕАЭС.
Страна | Код страны МК (ИСО 3166) 004-97 | Статус в ЕАЭС |
Молдова | MD/MDA | Наблюдатель с 2018 |
Вьетнам | VN/VNM | В зоне свободной торговли c 2015 |
Сербия | RS/SRB | В зоне свободной торговли c 2019 |
Иран | IR/IRN | Временное соглашение о торговле c 2018 |
Китай | CN/CHN | Торгово-экономическое сотрудничество c 2018 |
Куба | CU/CUB | Меморандум о взаимопонимании c 2018 |
Египет | EG/EGY | Заявка на вступление в ЕАЭС от 2015 |
Таиланд | TH/THA | Переговоры о зоне свободной торговли с 2016 |
Монголия | MN/MNG | Переговоры о зоне свободной торговли с 2016 |
Индия | IN/IND | Переговоры о зоне свободной торговли с 2017 |
Сингапур | SG/SGP | Соглашение о торговле от 01.10. 2019 |
Концепция единого таможенного пространства на постсоветской территории возникла в 1994 году, благодаря идее Нурсултана Назарбаева. Но воплощение замысла произошло только в 2007-м. Тогда был создан Таможенный союз (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Организация доказала свою эффективность, в результате чего страны-участники решили её расширить ещё одним инструментом – ЕАЭС.
Новая международная организация оказалась побольше, а её страны-участники автоматически стали членами таможенного союза – ТС ЕАЭС. Чтобы выйти за рамки постсоветских территорий, все нормы Евразийского союза были приведены в соответствие с принципами Всемирной торговой организации (ВТО). Сегодня страны-участники ТС ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования в торговле с третьими странами.
Особенности организации грузоперевозок между странами ЕАЭС
Перевозка грузов между различными странами требует тщательной подготовки документации во-избежание проблем на границе. Создание Таможенного союза между постсоветскими государствами возымело в своей основе упрощение бюрократических процедур в области перевозок.
По Таможенному кодексу ЕАЭС товары, произведённые на территории любой страны-участника, могут быть перевезены через границы союзных стран по упрощённым правилам:
- Без ограничений и квот.
- Без пошлин на ввоз и вывоз.
- Без необходимости в таможенном оформлении.
Физическим лицам для отправки груза необходимо предоставить оригинал и копию паспорта; заполнить бланк с описанием товара и указанием его приблизительной стоимости.
Юридическим лицам потребуется список документов для отправки груза, который включает в себя:
- счёт-фактуру (4 экземпляра);
- товарную накладную ТОРГ-12 (2 экземпляра);
- доверенность на водителя грузового транспорта и копию его паспорта.
Ввоз на территорию государств Евразийского экономического союза некоторых товаров и предметов сопровождается электронным декларированием, причём заполнить документ необходимо заранее. Любой предмет в кузове фургона, который перевозится через границу, считается грузом. Если у водителя есть дорогие личные вещи, с высокой стоимостью, то имеет смысл их задекларировать, чтобы не платить пошлины при их последующем вывозе за пределы страны. Важно отметить, что декларирование товаров для личного пользования на границе происходит без взимания пошлины.
Список товаров и предметов, которые обязательно нужно декларировать при пересечении границ стран ЕАЭС:
- Драгоценности.
- Культурные ценности.
- Наличные деньги или дорожные чеки, сумма которых выше установленного лимита $10 000 США.
Запрещён свободный ввоз взрывоопасных и радиоактивных веществ, наркотиков, огнестрельного оружия, ядов, военного снаряжения и амуниции.
Физические лица могут ввозить товары, предназначенные для продажи. Например, если в кузове фуры есть партия сгущённого молока из Беларуси, то водитель может свободно её провезти через границу в РФ, предварительно оформив электронную декларацию, чтобы избежать задержек.
Перспективы грузоперевозок Азия – Европа
Перспективы развития Евразийского экономического союза в первую очередь связаны с его географическим положением и транспортными коридорами. В частности, особый интерес вызывают сухопутные маршруты доставки товаров из Китая и других азиатских стран в среднеазиатские государства бывшего СССР и Россию. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» предлагает выгодные контракты на транзитные автомобильные перевозки и, в будущем, на железнодорожные. В настоящее время около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской Америке проявляют интерес к участию в Евразийском экономическом союзе и готовы сотрудничать с ним в различных областях внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Международные грузоперевозки в Евразийском экономическом союзе отличаются упрощёнными процедурами пересечения границы. Отрадно осознавать, что Китай, как крупнейший игрок мировой экономики, стал партнёром ЕАЭС. Пускай вывезти грузы из «Поднебесной» пока не так просто, как из Беларуси или Казахстана, но таможенная очистка на границе КНР вполне понятная и довольно быстрая.