Чем отличаются оригинальные запчасти от неоригинальных? (Категория спецтехника)
Изготовление запчастей для грузовых автомобилей и спецтехники можно сравнить с бездонной золотой жилой. Механизмы неизбежно изнашиваются и ломаются, поэтому требуется их ремонтировать и менять. В результате спрос на запасные части, несмотря на их приличную стоимость, всегда остаётся высоким (коммерческим машинам некогда простаивать). Поэтому производители на этом прилично зарабатывают. Выбор по качеству и цене очень богатый. Сегодня рынок деталей и различных комплектующих поделён на 3 больших сегмента: оригинальные, неоригинальные и контрафактные. Далее расскажем в чём их различие и какие последствия могут возникнуть при установке на спецтехнику запчастей низкого качества.
Оригинальные запчасти OE и OEM
Оригинальные запчасти выпускает производитель техники и смежные машиностроительные предприятия в рамках контрактных обязательств. Допустим, изготовитель условного погрузчика самостоятельными силами отливает блоки двигателей, штампует раму и кабину. А коробки передач, оптику, электрику и электронику – закупает у смежников. Такая коллаборация объясняется тем, что делать всё на одном предприятии очень сложно и нерентабельно.
Поступающие на сборочный конвейер детали считаются оригинальными OE (Original Equipment, «оригинальное оборудование»). Они используются только для сборки и не могут проникать в розничную продажу. А поскольку технику требуется обслуживать и ремонтировать, производитель дополнительно выпускает запчасти для замены, в том числе через заказ у смежников. Такие запасные детали поступают в свободную продажу с логотипом бренда и имеют оригинальные OEM-коды (Original Equipment Manufacturer, что в переводе означает «производитель оригинального оборудования»).
Пример. На вашем погрузчике LONKING CDM833 сгорел генератор. На его корпусе или в оригинальной программе вы находите OEM-код 13024345. Заказываете. Вам привозят коробку с логотипом LONKING. Но внутри лежит генератор WEICHAI POWER. Это китайский производитель комплектующих и запасных частей для автомобилей и спецтехники в КНР, входящий в государственный холдинг Weichai Holding Group. Проще говоря, WEICHAI смежник у LONKING, как и многих других китайских изготовителей различных машин.
Производители спецтехники стараются выпускать, или выбирают для сборки, детали с самыми высокими стандартами качества. Это объясняется сложностью и дороговизной оборудования, предназначенного работать в тяжёлых условиях. Поломки техники подрывают экономическую безопасность любого предприятия. Как только дилера начнут одолевать клиенты с рекламациями, он, вероятно, будет вынужден призвать дистрибьютера, а тот в свою очередь изготовителя, – отозвать технику. А это не только дорого, но и влечёт огромные репутационные потери для бренда, тем более в условиях жёсткой конкуренции на рынке.
Поэтому все крупные производители КНР имеют собственные научно-исследовательские лаборатории и даже институты для проверки качества деталей. А если завод нуждается в дополнительных комплектующих для сборки, то выбирает для своей спецтехники поставщика с высокими показателями качества и надёжности. К смежникам выдвигается ряд условий, согласно которым они должны предложить лучшие цены и обеспечить гибкость производства в случае доработки компонентов. Среди таких поставщиков национальные и локализованные заводы в Китае:
- ZF;
- VALEO;
- WEICHAI;
- KAWASAKI;
- CUMMINS.
Производители деталей поставляют продукцию изготовителю. Он в свою очередь оказывает техническую поддержку дилерам и поставляет комплектующие под своим брендом в специализированные торговые и обслуживающие центры. В партии могут быть как запчасти собственного производства, так и от смежных машиностроительных предприятий. Цена оригинальных деталей самая высокая. Нередко в неё входит плата за бренд, потому что он несёт некоторое сообщение о высоком качестве. Сегодня китайские производители намного больше уделяют внимание своим торговым маркам, чем 10-15 годами ранее.
Неоригинальные (аналоговые) запчасти IES
Машиностроительные предприятия в Китае исчисляются десятками тысяч, но далеко не все они являются поставщиками комплектующих для сборочных линий спецтехники. Однако имея парк технологического оборудования, они могут выпускать аналоговые комплектующие для ремонта и обслуживания коммерческих машин. Такие детали сопровождаются аббревиатурой IES (Independent Equipment Supplier, с англ. «независимый поставщик запчастей»).
Данная группа товаров подразумевает, что качество и исполнение запчастей может отличаться как в лучшую сторону, так и в худшую – для уменьшения стоимости. Но из-за высокой конкуренции производители IES-системы стараются лавировать на грани востребованности, пытаясь угодить большему количеству клиентов. Поэтому ценовое преимущество аналоговых запчастей очень велико. Таким образом эквивалент оригинальным деталям нашёл широкое приветствие со стороны клиентов в моменты послепродажного обслуживания спецтехники.
Производители аналоговых деталей продают продукцию собственных марок через развитые маркетинговые сети по всему миру. При этом поставщики (оптовики) уверены в качестве неоригинальных запчастей, поскольку на товары есть соответствующие сертификаты качества. Тот же аналоговый генератор WEICHAI POWER ничем не отличаются от своего двойника из OE-партии, которая отправилась на сборочный конвейер условного погрузчика LONKING.
Будьте уверены: он подойдёт по месту установки; будет отвечать заявленным характеристикам; получит гарантийное покрытие на определённый изготовителем срок.
Сегодня китайские производители уделяют все больше внимания повышению качества деталей и укреплению собственного бренда. Правительственные ведомства строго борются с контрафактными деталями, а поддельных и некачественных запчастей становится все меньше и меньше. Но избавиться от них пока невозможно.
Контрафактные запчасти
Помимо высоких технологий Китай славится контрафактными фабриками. К сожалению, в перечень поддельных товаров попали детали для спецтехники. Они приносят хорошую прибыль своим владельцам. Чтобы продукция пользовалась спросом, фальсификаторы подделывают упаковку, используя названия известных компаний или выдают коробку за оригинальную. Сами детали порой выглядят презентабельно. Иногда сходство настолько велико, что клиенты не могут идентифицировать поддельные и некачественные детали от качественных аналогов или оригинала. Факт низкого качества открывается после стремительного износа или поломки контрафакта. Потому что в производстве используются материалы низкого качества, чтобы предложить низкую цену на рынке.
Есть мнение специалистов, основанное на базе некоторых наблюдений, что подделками занимаются начинающие компании. Они не вкладываются в разработки и прочие исследования, а просто копируют образцы популярных деталей, не соблюдая технологию. Поэтому их товары совсем не надёжные. Но затем, заработав стаж, предприятия расширяются и более серьёзно относятся к производственным процессам; выходят из серой зоны, задумываются о собственном бренде и начинают конкурировать с известными компаниями.
Последствия установки запчастей низкого качества на спецтехнику
Эксплуатация поддельной запчасти или узла несёт с собой серьёзные риски для владельца спецтехники. Среди наиболее частых негативных последствий можно назвать:
- Аварийные ситуации.
- Производственные травмы.
- Финансовые потери из-за простоя.
- Нарушение технологических процессов.
- Повреждение других систем спецтехники.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий покупайте запчасти в проверенных и специализированных центрах. Как правило менеджеры отделов заинтересованы в репутации своего предприятия и не завозят на склад (или под заказ) некачественные детали.
Заключение
В большинстве случаев оригинальная запчасть для ремонта будет идеальной. Но OEM-рынок не так глобализирован, как сектор аналогов. Вдобавок ключевую роль в коммерческом секторе играет цена: зачем владельцу спецтехники переплачивать за оригинал, если за меньшие деньги можно взять качественную и сертифицированную неоригинальных деталь известного бренда. Но если вам предлагают товар, вид которого сразу настораживает, то лучше откажитесь от него, пока не проконсультируетесь со специалистами. Последствия установки контрафакта могут стать плачевными.