Асфальтный завод: Критерии выбора для покупки. Советы подрядчику. Обзор оборудования.
Не пора ли купить асфальтовый завод для повышения рентабельности инвестиций (ROI)? Таким вопросом задаётся каждый подрядчик по укладке дорожного полотна, потому что знает – стоимость асфальтобетонных смесей влияет на окупаемость бизнеса. Ведь нематериальные затраты часто превосходят материальные интересы. (Нематериальные – это неподдающиеся количественной оценке затраты, которые могут отрицательно повлиять на общую производительность компании). О чём речь? Если вы получаете асфальтовую смесь из внешнего источника, то понимаете, что такое: поездки за асфальтобетоном; ожидание отгрузки в бесконечных очередях (особенно в пик сезона); логистика асфальта на площадку; время ожидания доставки и эксплуатационные расходы грузовика.
Если устранить нематериальные расходы, то представьте, насколько снизились бы ваши затраты на асфальт и потенциально улучшилась прибыль организации? Правда ответ на этот вопрос индивидуален для каждой организации. Однако в некоторых случаях расходы на доставку дорожной смеси так велики, что легко оправдывают покупку собственного асфальтового завода. Но как выяснить, является ли это хорошим решением для вашего бизнеса?
Критерии выбора
Определить, выиграет ли бизнес по укладке асфальта от покупки завода, может показаться сложным заданием. Однако, разбивка вопроса на более мелкие части, путём оценки каждого фактора по отдельности, поможет осилить задачу.
Для поиска взвешенного решения необходимо рассмотреть 5 ключевых факторов оценки:
- Размер рынка.
- Место установки.
- Срок инвестиций.
- Характеристики заводов.
- Ожидание рентабельности.
Есть ещё 6-е условие для тех, кто хочет расширить действующее предприятие. Его тоже рассмотрим в этой статье.
1. Размер рынка
Оценка рынка всегда стоит на первом месте, с которого начинается любое финансовое исследование. Это позволяет определить: выгодно ли бизнесу иметь собственный завод по производству горячей асфальтобетонной смеси, или нет. Какими бы важными ни были оставшиеся факторы для принятия решений, если результаты первой оценки не показывают экономический потенциал, то не стоит рассматривать покупку завода до тех пор, пока рынок не изменится. А он периодически меняется. Например, 2 июня 2022 года Владимир Путин поручил привести в порядок ВСЕ дороги в стране, – это десятки тысяч километров и триллионы рублей для исполнителей.
Что рекомендуется оценить:
- Общее годовое потребление асфальта вашей компанией и связанные с этим затраты.
- Возможный потенциал продаж асфальта конкурентным компаниям, занимающимся укладкой дорожного покрытия.
- Наличие заполнителя в вашем районе (щебня, песка, тонкоизмельченного минерального порошка). Убедитесь, что близлежащие источники доступны для удовлетворения производственных потребностей в месяцы пиковой нагрузки.
- Какие крупные производители асфальта работают в вашем районе сбыта, которые могут потреблять большую часть доступных запасов заполнителя, что создаст риски дефицита заполнителя для производства вашего асфальта.
- Количество и размер дорожно-укладочных компаний, работающих в районе.
Посчитайте общее количество контрактов, заключаемых каждый год в вашем регионе, а также объёмы заказов (история хранится на сайте zakupki.gov.ru). Проанализируйте, какой процент тендеров может покрывать асфальтный завод ежегодно и в будущем, а также способность компании заключить сделку по вашим предложениям (условиям).
2. Место установки
Выбор места для установки асфальтового завода связан с несколькими факторами. Во-первых, позволяет ли выбранное местоположение поставить производственный комплекс (требуемая площадь участка и разрешительная документация от органов администрации, Минприроды). Во-вторых, можно ли организовать логистику предполагаемого асфальтового завода к месту его размещения.
Правила выдачи разрешений и сборы сильно различаются от местности к местности, а также от региона к региону. Получение документов может занять несколько месяцев, поэтому стоит планировать процедуру заранее. (При регистрации деятельности указывается код ОКВЭД 26.82.2, обозначающий производство асфальта и битума).
Изучите ограничения на транспорт, которые могут применяться в вашем регионе. Как новому производителю, возможно, вам придётся договариваться о перевозке материалов и заполнителя на завод, а с завода – асфальта на место укладки. (Получать пропуски и разрешения проезда).
Последний фактор, который повлияет на местоположение, — это тип АБЗ, который вы планируете купить. Современные заводы бывают стационарными или мобильными. Вторые являются лучшим вариантом в районах, где:
- участки для укладки асфальта удалены друг от друга;
- небольшая сеть асфальтированных дорог;
- низкая плотность населения.
Также мобильные заводы более рентабельные, если производственная нагрузка меняется от одного района к другому.
3. Срок инвестиций
Цены на асфальтовые заводы варьируются от $250 тыс. до $4 миллионов. Поэтому покупка производственного комплекса является существенной инвестицией для бизнеса любого размера. Помимо цены АБЗ важно учитывать и другое: каковы будут общие инвестиции на начальном этапе, например, рабочая сила и стоимость компонентов смеси. Это поможет рассчитать: сколько взимать за тонну для рентабельности производства (если вы продаёте дорожные покрытия компаниям по укладке); какова экономия на материальных затратах, если использовать асфальт собственного производства, вместо его покупки из внешних источников.
При сравнении цен на заводы и дополнительных комплектаций, также учитывайте эксплуатационные расходы и производственные возможности. На начальном этапе инвестиционный проект может стоить меньше, но если завод не экономит топливо или не производит достаточно тонн в час для эффективной работы укладчиков, то в течение срока службы он будет стоить дороже.
Ещё покупатель-новичок часто совершает ошибку, делая ставку на низкую цену АБЗ, не обладающую запасом производительности (на случай возросшего спроса). Как только появится тендер на поставки асфальта с объёмом немногим больше, чем ранее, владельцу слишком маленького завода придётся отказаться от контракта, так как он не сможет эффективно удовлетворить спрос заказчика.
Покупка более крупного завода также не всегда является правильным решением. Производственный комплекс с высокой мощностью, намного превышающей спрос, является расточительным и убыточным. Хотя цена, безусловно, является важным фактором при выборе АБЗ, сосредоточьтесь на том, – какой тип завода лучше всего подходит для текущей рыночной ситуации и будущего потенциала.
4. Характеристики завода
Параметры производственного комплекса могут оказать существенное влияние на итоговую прибыль. Поэтому важно заранее узнать об их особенностях, что позволит обеспечить более высокую окупаемость инвестиций. Стоит сказать, что все современные АБЗ смешивают компоненты асфальта намного эффективнее, чем раньше, а новые технологии обеспечивают превосходный контроль выбросов и удаление пыли.
Качество выпускаемой продукции существенно разнятся, у одних асфальт общего качества: марка 2 – 3; у других премиум – марка 1, или даже Superpave (асфальтобетонное покрытие с наилучшими эксплуатационными характеристиками по классификации покрытий США).
Также АБЗ могут выпускать холодные или горячие асфальтобетонные смеси, а некоторые и те, и другие.
Установки с противоточной технологией максимально повышают эффективность использования топлива и минимизируют загрязнение углеводородами, а также увеличивают производительность. Заводы с изолированной зоной смешивания обеспечивают широкий ассортимент продукции, что со временем окупится. В установках такого типа добавки и РАП могут вводиться в барабанный смеситель, оставаясь при этом изолированными от зон сушки и сжигания.
Простая калибровка (сортировка продукции) — ещё одна важная особенность АБЗ, как при первичной покупке завода, так и при расширении действующего предприятия. Это снижает риск выхода за рамки спецификации, что, в свою очередь, даёт производителям уверенность в продукте, который они производят, и помогает удовлетворить интересы заказчиков. Простая калибровка особенно важна при смешивании асфальта Superpave.
5. Ожидания рентабельности инвестиций
Перечисленные выше факторы, такие как: размер рынка, местоположение, долгосрочные расходы и особенности оборудования – влияют на окупаемость нового асфальтового завода. Но как быстро ждать отдачу? Сценарии ROI сильно различаются. В то время как некоторые заводовладельцы будут производить много продукции и смогут покрыть стоимость АБЗ за один год, другим может потребоваться несколько лет. Здесь надо дополнительно учитывать долгосрочность контрактов, которые заключаются на основании качества продукта. (Власти не хотят покупать и класть плохой асфальт, во избежание претензий населения).
Модернизация бизнеса с укладки асфальта на производство смеси в любом случае повышает эффективность предприятия за счёт: контроля над поставками покрытия и затратами на материалы. Добавьте к этому возможность компании производить продукт для продажи дорожным службам, следовательно – окупаемость происходит ещё быстрее. Все заводы разные, но большинство из них окупаются в течение нескольких лет.
Согласно исследованиям рынка известно, что компании-подрядчики, которые производят около 50 000 тонн в год, (а некоторые и того меньше), обнаруживают выгоды владения АБЗ над эксплуатационными затратами уже в первые месяцы.
Факторы экономии безусловно способствуют относительно быстрой окупаемости инвестиций. Мы уже говорили выше о расходах на грузоперевозки и простоях в ожидании отгрузки. Но вот ещё несколько факторов, позволяющих зарабатывать с АБЗ:
- Собственный завод помогает вам и вашим подрядчикам укладывать много асфальта, что позволяет брать в работу больше проектов (заключать контрактов).
- Меньшее время транспортировки способствует большей эффективности. Вместо того чтобы переезжать с завода на завод конкурентов, можно купить мобильный АБЗ и разместить его там, где это наиболее удобно для работы.
- Небольшое расстояние между заводом и ремонтным участком потребует меньшее количество грузовиков для доставки асфальта дорожным бригадам в достаточном количестве.
Сочетание 2-х последних факторов (обычно) приводит к тому, что подрядчик по укладке дорожного покрытия на 50 % эффективней использует грузовики.
6. Когда требуется расширять мощность
Если вы уже являетесь производителем асфальта, то можете задуматься о новом АБЗ большей мощности. Анализ модернизации следует проводить так же скрупулёзно, как перед покупкой первого завода, то есть: учитывать размер рынка, местоположение, долгосрочные расходы, характеристики оборудования, анализ потенциальных затрат и экономию при покупке.
Более эффективный завод с повышенной производительностью позволит компании не только выполнять большее количество заказов, но и брать в работу крупные и долгосрочные проекты, например, аэропорты или новые автомагистрали. Вдобавок, новый АБЗ снизит затраты на техническое обслуживание и уменьшит вредные выбросы, а также обеспечит лучшую консистенцию смеси.
Если вы владелец действующего завода, желающий обновить его различные элементы, то стоит рассмотреть современные детали высокого качества, такие как:
- рукавные фильтры – помогут сократить выбросы;
- системы рециркуляции – позволяют рентабельно использовать РАП в смесях;
- резервуары для хранения – обеспечивают экономичный способ хранения и контроля дорогого асфальтового вяжущего;
- силосы для хранения – позволяют поддерживать идеальную и постоянную температуру асфальтовой смеси до тех пор, пока она не будет готова к загрузке.
Выгоды от владения и эксплуатации асфальтового завода поддаются измерению и ясно показывают, насколько можно повысить производительность и снизить затраты для повышения итоговой прибыли. Если вы решите приобрести АБЗ для производства собственной асфальтовой смеси и не уверены, какой тип подходит для вашей работы, специалисты Eurasia Group готовы провести экспертные консультации и предложить индивидуальные решения, которые помогут вам разобраться в оборудовании и повысить рентабельность инвестиций.
Для справки! Владимир Путин заявил 02.06.2022 г., что дороги нужно «привести в нормативное состояние» не только в крупных городах и агломерациях, а повсеместно. Марат Хуснуллин оценил стоимость пятилетней программы в 13,2 трлн руб.
Обзор заводов
Для наглядности предлагаем обзор асфальтовых заводов, с кратким описанием и основными характеристиками.
Асфальтосмесительная установка LINTEC контейнерного типа CSM
Асфальтосмесительная установка LINTEC контейнерного типа, периодического действия. Способная производить до 400 т/час, что подходит для крупных проектов дорожного строительства. Благодаря своей технологии с низким уровнем выбросов, этот завод полностью отвечает жёстким требованиям властей по сокращению выбросов дыма и пыли.
Инновационная технология использования контейнерной конструкции является оптимальной для транспортировки, как с точки зрения скорости, так и с точки зрения стоимости. Модульная система позволяет быстро собрать завод на рабочем месте, а затем быстро его разобрать по окончании дорожного строительства для транспортировки на новый участок или в другой регион.
Производственный комплекс полностью автоматизирован, что сокращает количество людей для выпуска асфальта.
- Производительность: 400 т/ч;
- Размер партии: 5000 кг.
В серию CSM также входят модели CSM3000 и CSM4000.
Супермобильный асфальтный завод CMB40
Гипермобильный асфальтный завод CMB предназначен для оперативного перемещения между строительными участками на рабочий срок: 1 день, 1 месяц и более длительное время. Сконструирован на грузовом трейлере, по принципу «всё в одном». (Правда бочка с битумом доставляется вторым трейлером). Складные гидравлические упоры и гениальная инженерия не требуют фундамента, что позволяет экономить много времени и рабочей силы на монтаж и демонтаж оборудования. Подготовка к работе занимает 1-2 часа.
В состав супермобильного завода входит: бункеры для заполнителей; сушильный газовый барабан с параллельным потоком; смесительный барабан; конвейерные весы; пылесборник; транспортерный конвейер: разгрузочный конвейер; диспетчерский пост.
- Производительность: 40 т/ч.
- Суммарная мощность установки: 64 кВт.
- Сушильно-смесительный барабан: 1200х5000 мм.
- Температура горячего асфальта на выходе: 130℃ - 165 ℃.
- Габариты завода: 17000х3000х4000 мм (д*ш*в).
- Вес трейлера с оборудованием: 26 т.
Управление заводом осуществляется через промышленный компьютер. Вся электроника Siemens. Есть аварийная система защиты. Кабина оператора оснащена раздельным кондиционером и складной лестницей. В серию CMB входят заводы: CMB60; CMB80; CMB100; CMB120.
Стационарный асфальтобетонный завод LB700
Асфальтовый завод от Liaoyuan Machinery для производства дорожного покрытия в интервальном цикле, благодаря эффективной смесительной установке. Отличается точным взвешиванием и дозировкой холодного заполнителя, битума, наполнителя и прочих добавок для получения однородной асфальтобетонной смеси. Конструкция завода модульная.
Комплекс LB700 – это идеальное строительное оборудование по производству дорожного покрытия для автомагистралей и других гражданских площадок. В качестве основных особенностей завода инженеры LB выделяют следующие: лёгкие: монтаж / демонтаж / перевозка; стационарная установка; периодическое смешивание; точное дозирование; простота эксплуатации; классическая модель – самая экономичная и самая продаваемая.
- Производительность: 60 т/ч.
- Выход за одну партию: 750 кг.
- Бункеры для хранения: 4 х 8 м³.
- Суммарная мощность: 178 кВт.
- Погрешность взвешивания: заполнитель 0,5%, битум 0,25%.
Пост оператора оборудован звукоизоляционными панелями. Раздвижные окна из алюминиевого сплава. Пол из листовой древесины. Есть кондиционер сплит-системы. Управление заводом осуществляется промышленным компьютером. В серию LB входят модели заводов: LB1000; LB1200; LB1500; LB2000; LB3000; LB4000; LB5000.
Стационарный асфальтобетонный завод ALB700
Модернизированный асфальтобетонный завод серии ALB разработан компанией Liaoyuan Machinery с передовыми технологиями КНР, США и ЕС. Предназначен для производства асфальтового гравия, асфальтобетона, асфальтового песка, модифицированной асфальтовой смеси и других дорожных покрытий. Благодаря этому имеет ряд преимуществ, таких как: европейский стиль; европейский стандарт; экономичность; долговечность узлов и деталей; энергосбережение.
В комплекс оборудования входит: система подачи холодного заполнителя; ленточный наклонный конвейер; система сушки (сушильный барабан + горелка); система фильтрации пыли; элеватор горячего заполнителя; вибросито; бункер горячего заполнителя; смеситель и система взвешивания; бункер горячего асфальта; система подачи наполнителя; система хранения и подачи битума; система управления и кабина оператора.
- Производительность: 60 т/ч.
- Выход за одну партию: 700 кг.
- Суммарная мощность: 180 кВт.
- Бункеры для хранения: 4 х 8 м³.
- Бункер для горячих заполнителей: 13 м³.
Промышленный компьютер осуществляет мониторинг структуры управления и наблюдение за рабочими процессами (взвешивание, температура, давление, частота, подача и т.д.). Язык ПО английский и китайский. Электроника SIEMENS. В серию ALB входят модели заводов: ALB1000; ALB1200; ALB1500; ALB2000; ALB3000; ALB4000; ALB5000.
Мобильный асфальтный завод Shengmao MDHB25
Асфальтосмесительная установка MDHB25 – представляет собой экономичный компактный завод непрерывного действия. Объёмы выпускаемой продукции предназначены для краткосрочных или маломасштабных проектов. Модульная конструкция удобна: как для быстрого монтажа, настройки и запуска, так и для демонтажа и логистики на другие строительные площадки.
Завод обеспечивает надёжную производительность с помощью современной технологии, где сырые заполнители просеиваются перед смешиванием. Индивидуальное взвешивание наполнителя и битума с помощью системы датчиков нагрузки, – обеспечивает лучшую точность и контроль качества, чем объёмное взвешивание на установках барабанного типа. Это снижает потери битума и повышает качество горячего асфальта.
- Производительность: 25 т/ч;
- Точность взвешивания битума: ±1 %.
- Общая мощность завода: 50 кВт.
Производитель Henan Shengmao Machinery Co., Ltd. В серию MDHB также входят модели: MDHB40; MDHB60; MDHB80; MDHB100.
Асфальтовый завод Yueshou HLB4000
Асфальтобетонный завод HLB4000 – это инновационный продукт, основанный на передовых международных технологиях. Широко используется для современного строительства и обслуживания дорожной инфраструктуры стран Азии и Европы. Модель отличается высокой автоматической интенсивностью, точными измерениями и прекрасной надёжностью.
Является идеальным выбором для современного дорожного строительства и технического обслуживания. Его ключевые компоненты, такие как: прожигающие устройства и датчики, система управления и промышленный компьютер – изготовлены компанией Siemens.
- Производительность: 320 т/ч.
- Выход за партию: 4000 кг.
- Совокупная мощность завода: 850кВт.
- Точность взвешивания компонентов: битум ±0.25%; минералы ±0.5%.
- Габариты завода: 70 х 60 х 18 м (д*ш*в).
В конструкцию комплекса входят: система подачи холодных заполнителей; сушильный барабан; горелка; пылеулавливающий фильтр; вертикальный миксер; аппаратура подачи битума; конвейер выгрузки асфальта.
Заключение
Асфальтовый завод – выгодное приобретение для дорожно-укладочной компании. Во-первых, горизонт окупаемости короткий. Во-вторых, многообразие конструкций позволит выбрать наиболее подходящий по характеристикам производственный комплекс. В-третьих, в стране запущена президентская программа по строительству и ремонту дорог, а значит работы будет много.