Дорожно-строительные и карьерные самосвалы из Китая – достойная альтернатива европейским и японским аналогам
Хороший самосвал – хороший друг. Так бы звучала китайская мудрость, если в ней заменить слово «книга». Своих работящих «друзей» КНР отправляет сегодня во все уголки планеты. Так, с 2000-х годов строительные компании и горнодобывающие организации Сибири и Дальнего Востока стали активно обновлять свои парки техники преимущественно китайскими самосвалами. А увидеть «китайца» прямо сейчас в центральной части РФ или на северо-западе нашей страны – далеко не редкость. Такая масштабная экспансия техники из Поднебесной базируется на двух ключевых факторах. Первый – грузовики из КНР можно купить по хорошей цене. Второй – качество машин заметно улучшилось и составляет достойную конкуренцию российским, белорусским, европейским и японским аналогам. Далее речь пойдёт о дорожно-строительных и карьерных самосвалах из Китая, их особенностях и преимуществах.
Особенности современных карьерных самосвалов из КНР
Современные карьерные самосвалы из Китая обладают рядом особенностей, которые делают их конкурентоспособными на мировом рынке. Модели известных брендов, таких как HOWO, LGMG, SINOMACH, SITRAK, YTO, LIUGONG и других, – предлагают пользователям высокую экономичность в части расхода топлива и низкие издержки на техническое обслуживание. Вместе с этим, идёт постоянное развитие ходовых качеств. Благодаря чему увеличивается продолжительность службы машин. Заметно повышается надёжность узлов и агрегатов, работающих при больших нагрузках в тяжёлых эксплуатационных условиях.
Инженеры активно внедряют новейшие технологии для улучшения производительности, безопасности и комфорта водителей. Вот некоторые из них:
- Системы самодиагностики и мониторинга. Позволяют операторам следить за состоянием машины и производить предупредительное обслуживание для предотвращения возможных поломок. Мониторинг груза уменьшает время простоя, увеличивает коэффициент загрузки, снижает удельный расход топлива, выравнивает грузопотоки в карьере. В целом, увеличивается эффективность горнотранспортного комплекса на 15–30%.
- Автоматизированные системы управления и навигации. Помогают повысить точность и эффективность работы самосвала, уменьшить риск ошибок водителя и оптимизировать расход топлива.
- Бортовые системы взвешивания. Контролируют грузоподъёмность и равномерность распределения груза в кузове. Это способствует эффективному использованию грузовместимости, позволяет снизить количество рейсов и, как следствие, экономить на транспортных расходах.
- Энергосберегающие технологии. Улучшают экономичность эксплуатации самосвалов, благодаря внедрению в двигатели систем рециркуляции отработанных газов (клапанов РОГ) и других инноваций.
- Системы управления гидравликой. Новые гидравлические узлы обеспечивают более плавное и точное управление грузоподъёмностью и скоростью опрокидывания кузова.
Эти и другие технологии помогают существенно улучшить производительность, надёжность и безопасность карьерных самосвалов, делая их более удобными для эксплуатации в различных климатических и ландшафтных условиях.
Про кабины
Кабины китайских самосвалов отличаются просторными салонами с улучшенной эргономикой. Они современные с привлекательным дизайном. Их изготавливают из прочных материалов, таких как сталь и алюминий, с применением роботизированной сварки. Это обеспечивает высокое качество сварных швов, ударопрочность, безопасность и долговечность. У некоторых встроенная 4-стоечная конструкция защиты оператора от опрокидывания и падающих предметов (ROPS/FOPS).
В большинстве своём кабины лицензионные от:
- MAN (TGA);
- VOLVO (FH и FL);
- Mercedes-Benz (Actros).
Нередко встречаются кабины собственного производства, разработанные китайскими конструкторами при участии европейских инженеров. Поэтому «китайцы» так похожи на «европейцев». Внешний дизайн современный самосвалов не обходится без обвеса: защитных накладок, функциональных решёток, аэродинамических обтекателей и прочих полезных аксессуаров.
Интерьер в грузовиках простой, но очень практичный. Здесь нет излишних декоративных элементов. Однако, почти каждый салон машины оснащён функциональными компонентами.
Как правило это:
- рулевое колесо с регулировкой по вылету и наклону;
- настраиваемое водительское кресло, позволяющее управлять положением спинки и изменять длину посадки;
- пневматическая подвеска сиденья, чтобы изменять высоту посадки водителя и настраивать кресло под вес конкретного водителя;
- большой удобный спальник, чтобы водитель мог отдохнуть между погрузками или переночевать в кабине в случае серьёзной поломки самосвала;
- многофункциональный руль и дисплей мультимедиа для более простого управления системами интерьера и бортового компьютера (в некоторых комплектациях отсутствуют);
- панель с аналоговым или цифровым щитком приборов, цветными индикаторами и кнопками включения/переключения: вала отбора мощности, блокировки моста, кондиционера, круиз-контроля, управления бортовым компьютером и навигацией, камерами заднего вида и т.д.;
Окрашивают кабины китайских самосвалов качественными эмалями в несколько вариантов цветов, чаще это: красный, жёлтый, серый, чёрный и синий. Что касается комплектаций, то в подавляющем большинстве изготовители предлагают всего 2-3 фиксированных варианта. Поэтому под себя собрать машину с уникальным сочетанием оснащения, как на «европейцах», здесь не получится.
На китайских карьерных самосвалах иногда встречаются лицензионные умные кресла Johnson Controls (США). Эта компания хорошо известна инновационными технологиями и сотрудничеством с такими брендами как DAIMLER-BENZ, GM, FORD, NISSAN, TOYOTA и другими. Например, ещё 2011 году разработчик представил кресло, которое способное распознать у сидящего в нем человека сердечный приступ.
Про кузова
Дорожно-строительные и карьерные самосвалы из Поднебесной оснащаются 3 видами кузовов (ковшовый, совковый, U-образный). Изготавливаются они из прочных сталей таких марок, как HARDOX, DOMEX, RUUKKI, RAEX и других сортов подобной износостойкости. Благодаря этому китайские кузова устойчивы к истиранию дна, разрыву хвостовика и бортов. Многие российские владельцы оценили эту особенность, таская на 3-осных машинах по 35 т на протяжении долгих лет.
Описание основных кузовов:
- Ковшовый. Имеет форму прямоугольного сечения, с козырьком и плоским ровным днищем. Конструкция цельнометаллическая, сварная, поэтому боковые борта не открываются. Разгрузка задняя. Чаще всего «ковш» используется на шахтных и карьерных самосвалах для перевозки сыпучих материалов.
- Совковый. Конструкция прямоугольного сечения, но, в отличие от «ковша» днище имеет двускатную V-образную форму в поперечном сечении. Поэтому задняя часть (хвостовик) приподнята. Задний борт отсутствует. Кузовами совкового типа оснащают тяжёлые карьерные самосвалы для перевозки сыпучих материалов, таких как песок, гравий, камни или земля. «Совок» обеспечивает удобную и быструю выгрузку.
- Корытообразный (U-образный). Конструкция сочетает прямоугольное и полукруглое сечения. Есть задний открывающийся борт. Выгрузка задняя. Такими кузовами оснащают дорожно-строительные самосвалы, которые нередко задействуются в карьерах для перевозки сыпучих материалов.
Каждая разновидность кузова имеет свои преимущества и назначения. Выбор изготовителем того или иного типа определяется: конструкцией машины, характером перевозимого груза, условиями эксплуатации и требованиями безопасности.
Про двигатели
На «китайцев» ставят дизельные и газовые двигатели разных брендов. Среди самых распространённых: Cummins и Weichai. Первый является детищем американской компании. Эта продукция известна эффективностью и экономичностью, а также хорошей мощностью и крутящим моментом. Есть у Cummins Inc локализованные заводы в КНР. Правда производятся в Поднебесной не все линейки моторов. В числе наиболее популярных серий ДВС для карьерных самосвалов можно отметить модели:
- китайского производства: Cummins QSM11 и Cummins ISM11;
- американского производства: Cummins QSK60 и Cummins QSK 78-C.
Двигатели Weichai также известны своей надёжностью и долговечностью. Это китайская продукция, которая является одной из массовых на внутреннем рынке КНР и за её пределами. Двигатели Weichai отличаются хорошей эффективностью и относительно низкой стоимостью, что делает их популярными в производстве спецтехники, включая карьерные самосвалы. Среди распространённых моделей ДВС для грузовиков можно назвать: Weichai WP17 (400-500 л.с.); Weichai 12M33 (880-1200 л.с.); Weichai 16M33 (1175-1470 л.с.); Weichai 12M55 (1715-2165 л.с.).
Ставят на китайские самосвалы моторы и таких брендов, как: KOMATSU, SINOTRUK, FAW, HUADONG, HUAFENG DONGLI, LIFAN, SHANGHAI, YTO, YUCHAI, ZONGSHEN, DOOSAN, DEUTZ.
Про трансмиссию
Производимые в КНР лёгкие карьерные и строительные самосвалы обычно комплектуются трансмиссиями от таких мировых производителей, как: ZF, ALLISON, EATON, WABCO и других. Эти узлы и агрегаты обеспечивают надёжную эксплуатацию в тяжёлых условиях. Обладают высокой прочностью и долговечностью. Новейшие системы управления трансмиссионными узлами предлагают различные режимы работы для оптимизации производительности и экономии топлива.
Вместе с этим часто встречаются коробки и раздатки китайских разработчиков:
- FAST GEAR (Shaanxi Fast Gear Co., Ltd.)
- SINOTRUK (China National Heavy Duty Truck Group Co., Ltd.).
На рынке многообразие грузовиков предлагается с механическими, автоматическими и полуавтоматическими трансмиссиями. Способными выдерживать интенсивные режимы эксплуатации (подъёмы, спуски, остановки, а также перегрузки). При покупке необходимо учитывать предпочтения водителя и условия эксплуатации. Количество передач в коробке также важно. Водитель может выбрать оптимальную скорость в зависимости от нагрузки и манёвров. Вместе с этим, стоит принимать во внимание доступность запчастей и сервисных центров для обслуживания КП.
Преимущества карьерных самосвалов из КНР
Китайские карьерные самосвалы имеют ряд ключевых преимуществ, которые делают их популярными в строительной индустрии и горнодобывающей области. Вот лишь 5 основных достоинств.
1. Технологии и совместные разработки
Китайские производители активно внедряют современные технологии в свои модели, что повышает их эффективность, безопасность и управляемость. Более того, известные всему миру машиностроительные компании активно сотрудничают с инженерными бюро из КНР. Участвуют в совместных разработках и контролируют качество на производствах.
Среди таких брендов:
- MERCEDES-BENZ;
- CATERPILLAR;
- KOMATSU;
- LIEBHERR;
- HITACHI;
- VOLVO;
- MAN.
Например, MAN Group участвует в совместном производстве карьерных самосвалов Sinotruk. Компания Volvo производит грузовики Volvo JHW (JHW3310ZF28A6) на заводе Jinan HOWO Truck Co., Ltd.
В 2023 году Mercedes-Benz официально презентовал два тягача Actros и Actros C, с моторами Foton Cummins, выпущенные на китайском заводе корпорации Daimler Trucks. Обе машины могут быть использованы, как тягачи для самосвальных полуприцепов.
В свою очередь сверхтяжёлые самосвалы XCMG серии XDE (130, 150, 200, 300, 320), выпускаются с технологиями Caterpillar, Liebherr и Komatsu. А серия XDA (30,40) комплектуется моторами Mercedes-Benz, мощностью 389 и 475 л.с.
2. Доступная цена
В продажу китайские самосвалы поступают по более низким ценам, чем их западные конкуренты. Это особенно привлекательно для предприятий, стремящихся сэкономить на стоимости оборудования. Например, по цене КамАЗа (стоимость которого около 10 млн руб) можно взять технологичный и более грузоподъёмный SHACMAN или SITRAK. В то время, как SCANIA обойдётся вдвое дороже (18-20 млн руб).
3. Улучшенная надёжность
Современные карьерные самосвалы изготавливаются с использованием прочных материалов и компонентов, что обеспечивает им надёжную работу в условиях горных разработок. Не последнее место уделяется контролю качества при выпуске. Китайские машиностроители начали дорожить репутацией своих брендов. Хотя, не всё ещё так идеально, как у европейских аналогов.
4. Обслуживание и запчасти
Благодаря распространённости «китайцев» на мировом рынке, и растущей сети сервисных центров, техническое обслуживание с обеспечением запчастями не составляет проблемы.
5. Разнообразие моделей
Производители предлагают рынку широкий ассортимент моделей и конфигураций машин, что позволяет заказчикам выбирать оптимальное решение под свои нужды.
Обзор 5 моделей
Для наглядности предлагаем небольшой обзор строительных и карьерных самосвалов из КНР, с кратким описанием и основными характеристиками.
1. Строительный самосвал SITRAK C7H 6×4
Грузовой автомобиль для строительной промышленности. Колёсная формула 6x4 обеспечивает хорошую грузоподъёмность и манёвренность на стройплощадках. Мощный дизельный двигатель MAN гарантирует надёжную производительность при эксплуатации в суровых условиях. Объем кузова 20 м³ делает его удобным для перевозки различных строительных материалов, включая песок, щебень и другие грузы. Машина оборудована современными системами трансмиссии и подвески, что повышает комфорт для водителя и обеспечивает эффективность на неровных дорогах.
Модель | C7H 6×4 ZZ3256V384ME |
Снаряжённая масса (кг) | 16700 |
Грузоподъёмность (кг) | 23300 |
Полная масса (кг) | 40000 |
Объём кузова (м³) | 20 |
Тип кузова | U-образный |
Размер кузова (мм) | 5300 х 2300 х 1500 |
Материал кузова | Износостойкая сталь K450, пол 7 мм, борта 5 мм |
Гидрооборудование | HYVA |
Двигатель | MC13.48-50 MAN |
Мощность двигателя (л.с.) | 480 |
Коробка передач | ZF12TX2621TD с ретардером |
Рулевое управление | Bosch |
Оснащение кабины | Магнитола MP5, сенсорный экран 6,2 дюйма, USB, Bluetooth, видеокамеры на 4 стороны, комфортное сидение водителя на пневмоподвеске. |
2. Карьерный самосвал SITRAK C7H
Грузовик специально разработан для горнодобывающей и строительной промышленности. Колёсная формула 8x4 обеспечивает отличную манёвренность и грузоподъёмность в различных условиях. Мощный и надёжный дизельный двигатель MAN гарантирует высокую производительность, что особенно важно при работе на строительных и карьерных площадках в суровых условиях. Большой объем кузова (23м³) позволяет перевозить до 29 тонн горной породы, земли, песка и других материалов. Автомобиль изготовлен с применением современных прочных материалов и компонентов, это увеличивает его ресурс при тяжёлой эксплуатации.
Модель | C7H 8×4 ZZ3316V306ME |
Снаряжённая масса (кг) | 21000 |
Грузоподъёмность (кг) | 29000 |
Двигатель | MC13.48-50 MAN |
Мощность (л.с.) | 480 |
Топливная система | Bosch Common Rail |
Колёсная формула 8х4 | 8х4 |
Коробка передач (роботизированная) | TRAXON ZF12TX2621TD |
Ведущий мосты | планетарные (лицензия MAN) |
Топливный бак (л) | 400 алюминиевый |
Кабина | C7H-F (лицензия MAN) |
Объем кузова (м³) | 23 |
Обогрев кузова | выхлопными газами |
Размер кузова (мм) | 6300 x 2300 x 1650 |
Защитный козырёк над всей кабиной | Есть |
Материал кузова (мм) | Износостойкая сталь K450: пол 12, борта 7 |
3. Карьерный самосвал LGMG MT86D
Мощный грузовик для в горнодобывающей и строительной промышленности. Обладает значительной грузоподъёмностью 60 т, что позволяет перевозить тяжёлые породы и материалы. Оснащён надёжным дизельным двигателем WEICHAI, обеспечивающим высокую производительность и эффективность в тяжёлых условиях. Колёсная формула 4x6 гарантирует хорошую манёвренность и устойчивость даже на площадках со сложным рельефом. Прочный кузов и эффективная система подвески позволяют справляться с различными видами грузов и обеспечивают комфортное перемещение на неровных дорогах. Кабина оборудована кондиционером, эргономичным сиденьем и надёжными ремнями безопасности для комфортной работы водителя.
Модель | MT86D |
Снаряжённая масса (кг) | 30500 |
Грузоподъёмность (кг) | 60000 |
Модель двигателя | WEICHAI WP12G430E310 |
Модель КПП | FAST 7DS200 |
Мощность батареи (кВт/ч) | 90 |
Нагрузка на оси (кг) | 20000+35000+35000 |
Шины | 14.00-25-36PR |
Максимальная скорость, (км/ч) | ≥40 |
Объём кузова, (м³) | 31.5 |
Размеры кузова (мм) | 5900 × 3200 × 1750 |
Габаритные размеры самосвала (мм) | 8800 × 3550 × 4000 |
Вес (кг) | 90500 |
4. Карьерный самосвал LIUGONG DR50C
Тяжёлый грузовик для эксплуатации в карьерах, шахтах и масштабном строительстве. Характеризуется внушительной грузоподъёмностью в районе 50 тонн и отличается высокой прочностью кузова. Оснащён мощным двигателем Cummins и надёжной трансмиссией Allison, что обеспечивает ему хорошую проходимость и работоспособность на различных покрытиях.
Комфортабельная кабина с удобным рулевым управлением обеспечивает оператору уютную и безопасную работу. Два 10-дюймовых экрана отображают все данные о машине, органах управления и информацию о навигации. Система помощи водителю отслеживает уклон и полезную нагрузку. Опциональная система безопасности мгновенно обнаруживает и предупреждает операторов об усталости или отвлечении внимания.
Антиблокировочная тормозная система помогает сохранять траекторию движения при скольжении. Система динамического контроля отслеживает курсовую устойчивость. Комплекс обнаружения объектов сочетает в себе лидар и группу камер для предупреждения оператора о легковых автомобилях и стационарных опасностях в непосредственной близости от грузовика.
Модель | DR50C |
Снаряжённая масса, (кг) | 36800 |
Грузоподъёмность (кг) | 45000 |
Общий вес (кг) | 81800 |
Объём кузова, (м³) | 21,8 |
Вместимость кузова с «шапкой» (м³) | 29.8 |
Модель двигателя | Cummins QSX15 |
Мощность (кВт/л.с при об/мин) | 388/528 при 2100 |
Трансмиссия | Allison |
Максимальная скорость (км/ч) | 56 |
Габаритные размеры (мм) | 8930 x 5270 x 4310 |
Шины | 15.00/3.0-35 |
Карьерный самосвал XCMG XDE300
Большой самосвал с электрическим приводом грузоподъёмность 300 000 кг был разработан и произведён для удовлетворения текущих потребностей крупных горнодобывающих комплексов. Машину характеризует высокая проходимость, адаптация к различным условиям труда, высокая эффективность и низкие эксплуатационные расходами (в сравнении с налогами).
Особенности XCMG XDE300:
- Первый в мире карьерный самосвал с шарнирно-сочленённой рамой, который использует технологию электропривода переменного тока.
- Технология независимого привода позволяет реализовать электрогидравлический тормоз таким образом, чтобы адаптироваться к сложным дорожным условиям.
- Бесступенчатое регулирование скорости полностью автоматическое, тяговые характеристики хорошие, работа плавная, управление удобное.
- Вся машина имеет небольшое количество приводных частей, что удобно для обслуживания. Есть автоматическая система смазки.
- Цельносварная конструкция кузова изготовлена из высокопрочной износостойкой стали, поэтому отличается невероятной прочностью и долговечностью.
Модель | XDE300 |
Бренд | XCMG |
Двигатель | Cummins QSK60 |
Максимальная мощность ДВС (кВт) | 1915 |
Генератор | GTA41B |
Тяговый электродвигатель | GDY114 |
Кабина | FOPS |
Максимальная скорость, (км/ч) | 60 |
Грузоподъёмность (кг) | 300000 |
Полная масса (кг) | 510000 |
Макс. преодолеваемый подъем (%) | 0,18 |
Тормозная система | Гидравлическая с охлаждением |
Электрический динамический замедлитель, кВт | 4026 |
Размер шин | 53/80R63 |
Радиус поворота (м) | 30,24 |
Габаритные размеры (Д*Ш*В) (мм) | 15310 х 8930 х 7380 |
Вес (кг) | 210000 |
Заключение
Китайский карьерный самосвал – хороший друг. Сегодня он представляет собой экономически выгодную альтернативу техники для предприятий, занимающихся строительством или горнодобычей. Современные машины из КНР превосходят по качеству наши КАМАЗы. Слегка ещё отстают от «европейцев». Но, в целом это надёжные трудяги, доказавшие своё право на существование многолетней эксплуатацией в российских организациях.
Заказывайте и покупайте карьерные самосвалы в Eurasia Group:
- Срок поставки 60 дней.
- Свой сервисный центр, в т.ч. выездной.
- Гарантийное покрытие и техническая поддержка.
Узнать все условия поставки можно через форму обратной связи в правом нижнем углу экрана.